Что необходимо, чтобы прошить машину за час, по нажатию кнопки ноутбука. Или «чип-тюнинг по полочкам»

Многим владельцам авто кажется, что чип-тюнинг - это просто загрузка новой прошивки в «мозги» двигателя, которая выполняется за полчаса-час. Для владельца машины, приехавшего на чип-тюнинг к вам в сервис, это выглядит именно так. Более того, своим клиентам вы должны уверенно заявлять: «Готовая прошивка на ваш автомобиль есть в наличии. Протестированная, обкатанная, от известного разработчика. Так что работа будет сделана быстро. Около 1 часа. Машину оставлять не придется - все сделаем при вас.»

Однако, если копнуть глубже, то чип-тюнинг - это целый процесс, в котором участвует множество инженеров различных специальностей – микроэлектронщики, программисты, реверс-инженеры, калибровщики и т.д.

Чтобы новая прошивка оказывалась в «мозгах» двигателя по нажатию кнопки ноутбука, и чтобы это действительно происходило за полчаса-час, специалисты тратят тысячи часов своего времени, разрабатывая инструменты (программы, оборудование, прошивки) для чип-тюнинга. Все вместе это и есть чип-тюнинг – сложный интеллектуальный процесс, который условно можно разделить на несколько этапов.

В этой статье мы решили разложить все по полочкам. И описать процесс по этапам. Итак, поехали:

1. Во-первых, прошивка сама себя не запишет и не считает. Поэтому, в самом начале, нужно научиться читать\писать прошивку (Flash-память) на конкретном типе ЭБУ на конкретном автомобиле. А потом создать инструмент (программу-флэшер), которая будет это выполнять автоматически за несколько минут. Но создавать такие инструменты не так-то просто. Если говорить вкратце, то потребуется изучить и реализовать обмен данными по конкретному протоколу, по конкретному сервисному режиму (заложенному в блок управления), научиться обходить заводские системы защиты при записи (считать пароль, подделать цифровую подпись, рассчитать контрольные суммы), и множество других технических сложностей.

2. Как только ЭБУ поддался на чтение\запись памяти, у специалистов появляется заводская прошивка, считанная с этого ЭБУ. Вот только проку от нее пока никакого. Нам ведь требуется записывать модифицированные прошивки, а не заводскую. Поэтому следующий (второй) этап - создание программы-редактора, в которой заводскую прошивку можно будет модифицировать под свои требования.

Как это делается, как создается такой редактор? Эти технические дебри уже относятся к области реверс-инжиниринга. Специалисты декомпилируют («разбирают») заводскую прошивку, находя в ней все вызовы функций, все калибровочные таблицы, ответственные за работу датчиковой аппаратуры и исполнительных механизмов. Результатом этой колоссальной по сложности и объемам работы становится программа-редактор, позволяющая редактировать (калибровать) прошивки. Но, опять же, не на все автомобили, а только на конкретную модель, с конкретным ЭБУ, с конкретной версией заводского ПО внутри.

3. Как только на свет появляются программы для чтения\записи прошивок в ЭБУ, а также программы для редактирования этих прошивок, подключается третий этап. На третьем этапе специалисты-калибровщики уже создают тюнинг-прошивку, редактируя заводские калибровки (УОЗ, топливоподача, работа электронного дросселя, моментная модель, лимитеры, наддув, маска ошибок и многие-многие другие). Задача не просто подкрутить десяток-другой калибровочных таблиц, а настроить двигатель так, чтобы эффективность его работы была наилучшей, во всем диапазоне оборотов, учитывая нюансы конкретной системы управления двигателем. После чего требуется еще обкатать эту прошивку на реальных автомобилях и довести ее до идеала. Не редко на этапе калибровки выполняются замеры на диностенде, тесты рэйслоджиком и т.д.

4. Логическим завершением всех этих трудов становится четвертый (самый простой) этап - запись модифицированных калибровок на автомобиль клиента. По времени он занимает, как правило, не более 1 часа.


Конечно же, данная информация об этапах разработки очень поверхностна. На деле все гораздо сложнее и запутаннее. Существуют иные подходы к калибровке, существуют заводские описания прошивок (так называемые A2L файлы), существуют программы-визуализаторы калибровочных таблиц, и т.д. Тем не менее, чтобы сформировать в голове правильную картину процесса, этой информации должно хватить.

Объясняйте своим клиентам, что чип-тюнинг это не дешево и не просто. Не стоит «грузить» их техническими терминами. Но если человек спрашивает, за что он платит, всегда нужно найти слова и грамотно по полочкам все ему объяснить.

Перейти к списку статей
Поделиться

Обсуждение

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете, что соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и Политики Конфиденциальности.