Top.Mail.Ru

Краткая история развития сферы чип-тюнинга

Забивая в гугле запрос а-ля «История чип-тюнинга» вы вряд ли найдёте какую-то ценную информацию. Хороших развёрнутых статей об истории чип-тюнинга попросту нет. А те, что находятся, содержат лишь избитые фразы и очевидные факты, вроде того, что «всё началось с появления электронных блоков управления...».

Разумеется, с этого всё и началось. Но хотелось бы чуть большей конкретики, каких-нибудь интересных фактов, что ли. Глядя на информационный пробел, мы решили сами написать статью об истории чип-тюнинга. Написать её с того ракурса, с которого можем заглянуть мы сами, и который, как нам кажется, будет интересен мастерам по чип-тюнингу.

Да, «всё началось с появления электронных блоков управления...». И мы тоже об этом заикнёмся, но лишь в двух словах. Куда больший акцент мы сделаем на последующих временных периодах, на тенденциях, которые формировались и формировали эту область. Мы обязательно поговорим про самые первые инструменты – оборудование и программы для чип-тюнинга. Мы попробуем предоставить известную нам информацию не столько как скучную хронологию, сколько как сборник интересных фактов, имевших место быть. И начнём с того, как развивался чип-тюнинг в России.


Ни для кого не секрет, что первыми серийными машинами отечественного производства с электронными блоками управления были ВАЗы. Речь про ЭСУД на базе контроллера GM ISFI-2S, которую начали устанавливать серийно примерно в начале 90-х годов, преимущественно на редкие и экспортные комплектации автомобилей в кузове Лада 2108.

Чуть позже (в 1995 году) появился результат импортозамещения, в лице ЭСУД на базе «Январь 4». Ещё чуть позже, примерно к концу 90-х, на автомобили ВАЗ стали устанавливать более современные Bosch M1.5.4 и его отечественный аналог «Январь 5.1.x». Встречались также блоки управления GM EFI-4 и GM ITMS-6F (на экспортных «Нивах»). Потом появились Bosch MP7.0, Bosch M7.9.7, а также отечественные «Январь-7.2» и VS5.1.

Полагаем, что всё это вы и так знаете сами. А если не знаете, то без проблем сможете найти в интернете*.

* Существует великолепная статья-обзор «История в “лицах”» о первых ЭСУД на автомобилях ВАЗ. Автором статьи указан Дударь Дмитрий Борисович (сотрудник конструкторского бюро систем управления двигателем АО "АвтоВАЗ"). Материал был опубликован по следующему адресу в сети интернет: http://ems.volga.ru/history.htm. К сожалению, данный сайт уже давно не работает, но можно найти архивные копии. В своей статье автор делится интересными фактами. К примеру, о досерийном применении ЭСУД на автомобилях ВАЗ, в качестве которых использовались «бошевские» Mono-Motronic и LH-Jetronic. «...И было это в 1988-89 году...» (выдержка из текста).

Очевидно, что с появлением вышеупомянутых электронных блоков управления двигателем, появилась потребность их как-то «крутить» (настраивать). Потребность, в большинстве своём, чисто спортивная – для кастомных сборок, для подготовки автомобилей к гонкам и т.д. Соревновательные амбиции сподвигали многих энтузиастов из стран бывшего СССР самостоятельно изучать и пытаться перенастраивать заводские калибровки. Так стали появляться кружки по интересам, а также первые вспомогательные наработки для самостоятельного выполнения чип-тюнинга «нашемарок».

И тут справедливо будет вспомнить одну из первых компьютерных программ для калибровки прошивок, которая так и называлась «Программа "Чип-Тюнинг"» от Алексея Кузьмина. Программа позволяла выполнять перекалибровку прошивок от блоков управления Январь 4\5 и Bosch M1.5.4, что по тем временам, смеем предположить, было сродни хакерству. И хоть эта программа практически не «гуглится», а найти её дистрибутив достаточно тяжело, она заслуживает отдельного места в зале славы, так как являлась одной из первых в своём роде.

Куда большую известность среди инструментов по калибровке получила программа «Chip Tuning Pro» (CTP) от Алексея Михеенкова. Программа CTP примечательна тем, что сумела выйти из рамок «нашемарок», превратившись в универсальный редактор, с поддержкой широкого количества прошивок самых разных систем управления – для бензиновых и дизельных двигателей, для отечественных и зарубежных автомобилей, а также коммерческой техники и мототехники. И если «Программа "Чип-Тюнинг"» от Алексея Кузьмина прекратила своё развитие и канула в лету в начале нулевых, то CTP продолжает развиваться и дорабатываться, на момент написания данных строк.

И последний достойный упоминания «динозавр», среди всех остальных «динозавров» отечественной разработки – инструмент для чтения\записи прошивок «ECU Programmer» от Сергея Сапелина. По известной нам информации, разработка «ECU Programmer» прекратилась где-то в 2002 году, а на его смену (включая все наработки) пришёл Combiloader – принципиально новый загрузчик от этого же автора, существующий и активно развивающийся по сей день, функционал которого вышел далеко-далеко за пределы работы только по «нашемаркам».

Зачем мы перечислили все эти проекты? Почему они заслуживают такого внимания? Неужели не было каких-то других разработок? Конечно были. Вполне возможно, что мы незаслуженно обделили вниманием другие проекты. Но наше мнение такого, что именно с вышеуказанных разработок началось активное распространение чип-тюнинга в России и странах СНГ.

Как бы там ни было, и какие бы программы не появлялись на свет, история развивалась так, что в начале нулевых, и, тем более, в конце девяностых, чип-тюнингом владели лишь единицы специалистов – избранные. Это было недоступное большинству людей искусство. Очень постепенно мастера в автосервисах осваивали диагностику, а диагносты осваивали чип-тюнинг, медленно, но верно, распространяя эту услугу в массы.

В какой-то момент такую диковинку как чип-тюнинг даже стали замечать в автомобильной прессе, о чём свидетельствуют немногочисленные публикации, датированные 2002-2004 годами, в таких журналах как «За Рулём», «МК Мобиль», «АвтоМир» и т.д.

Несомненный вклад в развитие сферы чип-тюнинга на постсоветском пространстве привнёс всем известный сайт и форум «chiptuner.ru». Мы не имеем права умолчать о нём. Посудите сами, это сегодня в интернете существуют десятки форумов по чип-тюнингу, а также всевозможные чаты, телеграмм-каналы, группы ВК и многие-многие другие площадки для обмена опытом, взаимопомощи и получения новостей. В начале-середине нулевых ничего такого не было. Был только «chiptuner.ru», предположительно появившийся в 2001 году по адресу «sim.vistcom.ru», и переехавший на своё актуальное доменное имя несколько позже (где-то в 2003 году).

Внезапно спрос на чип-тютнинг начал подстрекаться ещё и ввозимыми из-за рубежа иномарками. В силу наличия на них систем снижения токсичности и их относительной дороговизны, чип-тюнинг стал рассматриваться не только как способ перенастройки ездовых характеристик, но и как перспективный способ удешевления ремонтов – отключения систем, связанных с нормами токсичности.

Заметим, что в те далёкие времена чип-тюнинг иномарок стоил очень дорого. Особенно тех, которые не программируются «нашефлешерами» (в лице Combiloader), а программирование через внешний программатор являлось нецелесообразным, либо, вовсе, невозможным. Оно и логично, что цена такого репрога была высокой, ведь для подобных работ требовалось дорогое зарубежное оборудование (интересно, сколько «олдов» вспомнит такой инструмент как ByteShooter, и у скольких был такой прибор).

Впрочем, со временем, помимо дорогого оригинального оборудования, на рынке стали появляться и «отломы», вследствие чего стоимость перепрошивки иномарок стала проседать. Этими словами мы лишь хотим подчеркнуть, что проблемы демпинга в сфере чип-тюнинга отнюдь не новы, и существовали почти всегда.

К середине-концу 2000х, чип-тюнинг всё ещё оставался уделом избранных, однако его популярность планомерно росла. А в 2010-2020 годах отрасль чип-тюнинга в России и странах СНГ выросла в разы. У нас нет точных цифр, но речь идёт про десятки, если не сотни раз. Мы сомневаемся, что какие-то аналитические агентства проводили подсчёты и оценивали рост этого рынка. Тем не менее, результаты роста мы видим по сей день. Чип-тюнинг сегодня является целым направлением, целой отдельной областью обслуживания автомобилей, которая пользуется спросом далеко не только ради улучшения ездовых характеристик, но и в целях ремонта и диагностики автомобилей.

Если говорить конкретно про РФ, то, на сегодняшний день, сложно найти город в нашей стране, в котором никто (вот прямо вообще никто) не занимается чип-тюнингом. Даже в самых отдалённых городах и посёлках городского типа, населением 10-20 тыс.человек, хоть кто-то да умеет втыкать адаптер в колодку OBD2 и нажимать кнопочки на компьютере, дабы заменить прошивку в памяти блока управления двигателем, имея при этом хотя бы базовое оборудование. И, да, из вышесказанного напрашивается печальный вывод о том, что порог вхождения в область чип-тюнинга сильно снизился по сравнению с тем, как это было в начале нулевых. Появилось много «специалистов», которые являются таковыми, разве что в кавычках.

И раз уж мы заговорили о плохом, то несправедливо будет исключать вклад «удаляльщиков катализаторов» в развитие сферы чип-тюнинга в странах СНГ. Пик сего явления пришёлся примерно на конец «десятых» - начало «двадцатых» годов. С одной стороны, феномен массового (в большинстве случаев, бессмысленного) удаления катализаторов носит в себе негативный отпечаток. С другой стороны, глупо не учитывать эту долю рынка. Ведь она существенно стимулировала потребность в оборудовании и прошивках.

Про оборудование и прошивки. За период 2010-2020х годов в России вырос не только рынок спроса услуг чип-тюнинга. Выросло и количество калибровщиков, а также отечественных разработок. Начали появляться альтернативные отечественные загрузчики: PCM, MMC, BitBox и некоторые другие, завоевавшие мировую известность.

В настоящее время «фабрика» отечественного чип-тюнинга сильна как никогда. Через связку «нашефлешеров» можно прошить почти любой существующий блок управления. А многие калибровщики из РФ работают не только по СНГ, но и по всему миру, калибруя прошивки на заказ и предоставляя, порой, абсолютно уникальные решения.

Окей. А что по поводу чип-тюнинга за рубежом? Насколько сильно, к примеру, отличается европейский чип-тюнинг от нашего? На эту тему можно спорить вечность, но лично мы считаем, что отличия имеются. В первую очередь, отличаются цели и подходы чип-тюнинга. У нас к услугам чип-тюнинга чаще прибегают с целью избежать дорогостоящего ремонта (к примеру, избежать ремонта системы DPF, которую можно удалить физически и потом отключить программно). В странах той же Европы, несмотря на все бытующие мнения, «экологию» тоже удаляют, но гораздо реже. Само собой, это оставляет свои исторические отпечатки.

Вообще, сама история чип-тюнинга за рубежом началась лет на 10 раньше, чем у нас. А применение электронных контроллеров для управления впрыском, зажиганием и другими системами на иномарках уходит корнями в далёкое прошлое. Взять, к примеру, серийное производство электронных блоков управления Ford EEC-I, которое началось аж в 1975 году. Не мудрено, что и рынок инструментов для чип-тюнинга там начал развиваться раньше, хоть и, повторимся, по несколько иному сценарию. Мы сомневаемся, что имеется какой-либо смысл перечислять первые ЭСУД на иномарках, когда они появились и т.д. (для такой информации есть Википедия). Поговорим лучше про зарубежный рынок первых инструментов для чип-тюнинга.

Отдельным словом хотелось бы упомянуть пару очень известных инструментов для редактирования прошивок, появившихся именно в Европе, ещё в 90-х годах. Речь про ECM Titanium и WinOls.

Программа ECM по сей день остаётся одной из самых популярных программ для калибровки. Она представляет собой готовое решение по редактированию прошивок, с юзер-френдли интерфейсом и поддержкой невероятного количества систем управления и версий ПО. В далёких нулевых она называлась не «ECM Titanium», а «ECM2001», а ещё раньше просто «ECM». Первая её версия увидела свет ещё в 90-х годах, и работала, представьте себе, под операционной системой Microsoft DOS. Своими глазами мы эту версию никогда не видели, но заметки о ней можно раскопать на страницах архивной копии старого сайта компании Alientech (www.alientech.to).

ECM Titanium сильно отличается от самого известного в СНГ редактора ChipTuningPro и многих остальных «нашередакторов». Начиная политикой лицензирования, заканчивая подходом. С одной стороны, ECM может похвастать очень широкой картой покрытия. С другой стороны, проработка модулей в ECM (здесь они называются драйверами) очень скудна, и редко подразумевает возможность откалибровать что-то по отключению «экологии». Полагаем, что это есть результат тех самых исторических отпечатков, что в Европе «экологию» отключают гораздо реже.

Ещё большую известность, нежели ECM, снискал к себе великий и могучий WinOls. Для тех, кто не в танке, WinOls это не столько программа-редактор калибровок, сколько навороченный hex-редактор, который идеально подходит для «визуализации и угадывания» калибровок и, по нашему мнению, олицетворяет данный подход.

WinOls до сих пор активно разрабатывается и поддерживается немецкой компанией EVC electronic GmbH, существующей аж с 1992 года. И вот ещё интересный факт: мало кто знает, что этот самый WinOls когда-то очень давно назывался DosOls, и также работал под операционной системой Microsoft DOS. Жаль, что найти какую-то более-менее развёрнутую информацию про DosOls не удалось. За исключением куцых заметок в закромах старый версий оф.сайта EVC, какие-либо упоминания про DosOls отсутствуют.

В общем и целом, в 90-х и начале нулевых, чип-тюнинг за рубежом, как и в СНГ, являлся уделом избранных. Широкое распространение пришло позже. «Канонический чип-тюнинг» через выпайку микросхем памяти постепенно стал сменяться «рефлешингом», а внешние программаторы стали сменяться флешерами (или превращались с ними в единый прибор).

Кстати, вот ещё один занятный факт: за рубежом под термином «чип-тюнинг» обычно понимается замена прошивки через физические манипуляции с микросхемой флеш (выпайка, чтение\запись на внешнем программаторе). А слово «рефлеш» трактуется как чтение\запись через сервисные режимы и протоколы (как правило, по колодке OBD2). У нас же на родине, «чип-тюнинг» является общим понятием, вне зависимости от способа работы с памятью ЭБУ. Почему так произошло неизвестно, но так исторически прижилось. Очевидно, что термин «чип-тюнинг» за рубежом сегодня используется всё реже и реже, в силу отсутствия необходимости прибегать к древней магии выпаивания «флешек». А использование словосочетания «флешер для чип-тюнинга», с такой точки зрения, вовсе, не является корректным. Но мы всё же будем придерживаться устоявшейся в наших краях терминологии, либо использовать нейтральный термин – «загрузчик для чип-тюнинга».

И коль тема плавно перешла к загрузчикам, то вот некоторые интересные факты о них. Большинство зарубежных профессиональных загрузчиков для чип-тюнинга, плотно закрепившихся на мировом рынке, появилось в начале нулевых. К примеру, CMD Flash от швейцарцев Flashtec S.A. был выпущен примерно в 2004 году, а Serial Sender (впоследствии переименованный во всем известный KESS) от итальянской компании Alientech увидел свет, по нашим прикидкам, где-то в 2001-2002 годах (точная информация о датах выхода приборов нигде не задокументирована, и найти её очень тяжело). Первый список поддерживаемых в Serial Sender блоков управления выглядел отнюдь не солидно. Он включал в себя Bosch EDC15, Simtec 70, Bosch M1.5.5, и ещё несколько систем. Кто бы мог подумать, насколько мощным этот прибор окажется через 20 лет разработки. Изначально многие из подобных разработок развивались на чистом энтузиазме. И выросли из «проектов нескольких человек» в солидные фирмы с целым штатом специалистов.

Примечательно ещё то, что в нулевых годах зарубежные загрузчики сильно обгоняли по функционалу загрузчики отечественной разработки. В период 2010-2020 годов этот разрыв всё ещё оставался заметным. Сегодняшний разрыв, по нашему скромному мнению, стремительно исчезает, а многие отечественные разработки могут потягаться по функционалу с зарубежными лидерами рынка, о чём мы уже заикнулись ранее.


Что будет дальше? Время покажет. История чип-тюнинга ни коим образом не близится к своему логическому завершению. А вот свой экскурс в прошлое нам пора заканчивать. Информации получилось и так предостаточно.

Да, повествование получилось несколько поверхностным и перемешанным, так как проследить и выстроить строгую хронологию очень тяжело. Слишком мало задокументированных материалов, слишком молодой и узкоспециализированной отраслью является чип-тюнинг. Но несмотря на эти трудности, мы собрали всю доступную нам информацию и кратко пересказали самые интересные (с нашей точки зрения) факты. Мы бегло пробежались по временным периодам, проанализировали события, дали свои комментарии на этот счёт.

Короче говоря, мы искренне постарались копнуть чуть глубже тех самых избитых фраз и очевидных фактов о том, что «всё началось с появления электронных блоков управления...». Надеемся, что у нас это получилось.

P.S. Если у вас есть что-то такое, чем ещё можно дополнить данную статью, если вы помните какие-то интересные факты из сферы чип-тюнинга, происходившие в прошлом, и оказавшие влияние на формирование этой области, то пишите нам на почту support@vd11.ru. Быть может, ваша информация поможет нам доработать нашу статью и перевыпустить её улучшенный вариант.

Перейти к списку статей
Поделиться

Обсуждение

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете, что соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и Политики Конфиденциальности.