Чип-тюнинг коммерческой техники это, в каком-то смысле, свой отдельный мир. Да, с одной стороны, работать приходится всё также с блоком управления двигателя. Да, внутри него всё также есть прошивка, включающая, как управляющую программу, так и калибровки. Да, для получения результата чип-тюнинга нужно всё также вносить определённые изменения в калибровки. Вроде бы всё как обычно, но есть ряд нюансов, о которые спотыкаются многие мастера, впервые взявшиеся прошивать что-то «нелегковое». Именно о таких нюансах и пойдёт речь в нашей сегодняшней статье, с прицелом на блоки управления Bosch EDC7UC31, EDC17CV44/54.
Сразу предупреждаем, что мы (компания-калибровщик «Вечный Двигатель») занимаемся калибровкой прошивок, в первую очередь, для народных авто, а не для коммерческой техники. Техника ГАЗ\ПАЗ\КАвЗ с вышеуказанными блоками управления стоит где-то на самой границе условной категории «народные авто», и, как мы считаем, входит в неё. Поэтому-то мы и решили собрать сюда решения и добавить их в каталог. И всё же, повторимся, коммерческая техника не совсем наша тема. Это мы к тому, что в тексте настоящей статьи мы позволим себе некоторую вольность формулировок. Какие-то вещи мы можем трактовать, что называется, своими словами и со своей точки зрения.
Впрочем, наша задача заключается не в том, чтобы добиться строгости и академичности в своём изложении. Наша задача заключается в том, чтобы минимизировать проблемы и нештатные ситуации, которые могут возникать при работе с указанными блоками управления. Тем более, если речь идёт про использование прошивок из нашего каталога. Поэтому мы попытаемся перечислить самые важные (с нашей точки зрения) нюансы и подводные камни. Поехали.
Коммерческая техника диктует несколько своеобразные требования к кастомизации транспортных средств. В том смысле, что, к примеру, один и тот же двигатель вкупе с одним и тем же блоком управления может быть установлен как на бензовоз, так и на школьный автобус, автокран, лесовоз или даже дизель-генераторную электростанцию (что вовсе не является транспортным средством).
Очевидно, что для обеспечения правильной работы агрегата на конкретной технике, требуется выполнить некоторое конфигурирование. К примеру, для прошивки ЭБУ двигателя школьного автобуса должен быть установлен лимитер максимальной скорости 60км\ч, а в прошивке на автокране должен стоять флажок наличия вала отбора мощности, и т.д. Более того, ряд калибровок связанных, как с «ездовыми», так и «не ездовыми» характеристиками, должен устанавливаться в разные значения, исходя из назначения конкретной коммерческой техники.
Закрадываются мысли, что в подобных ситуациях заводу-производителю следовало бы выпускать отдельную версию прошивки на каждую отдельную модель техники с определённой её комплектацией. И у каждой такой прошивки должен бы быть свой уникальный номер (идентификатор), однозначно идентифицирующий именно эту прошивку. У каких-то производителей коммерческой техники так оно и заведено. Более того, это вполне привычный подход для подавляющего большинства легковых машин: для каждой отдельной машины\комплектации имеется отдельная прошивка (под уникальным идентификатором), со своим набором значений в калибровках.
Но для некоторых марок\моделей коммерческой техники эти правила не работают. В том числе это не работает для блоков Bosch EDC7UC31, EDC17CV44/54 (в частности, если говорить про марки ГАЗ, ПАЗ, КАвЗ, КАМАЗ, МАЗ и ряд других). На этой технике то и дело встречаются прошивки, отличающиеся друг от друга, но имеющие полностью одинаковые идентификаторы. Причём, прошивки не то, чтобы совсем разные. Наоборот, они скомпилированы из одного и того же проекта Bosch, имеют одинаковую управляющую программу, одинаковый набор калибровок и их адресацию, но ряд калибровок отличается по своим значениям.
Почему так происходит, мы сказать затрудняемся. По всей видимости, у завода-производителя нет строгих обязательств каталогизировать свои прошивки. Или, что звучит более правдоподобно, каждая партия (а может даже и каждый отдельный экземпляр техники) индивидуально параметрируется под определённые требования. Что-то типа процедуры кодирования, вот только изменения происходят не в кодировке (где-нибудь в EEPROM), а прямо в калибровках.
Почему всё вышесказанное так важно? Потому что именно с этим моментом связано 99% всех возможных «непоняток» у мастеров, при работе с рассматриваемыми блоками управления. Кто-то рассказывает, что после репрога загорелись ошибки по датчику наличия воды в топливном фильтре (которого физически на машине нет), кто-то рассказывает, что включился ограничитель скорости 60 км\ч. Почему так получается? А потому что мастера выполняют подбор прошивки по имеющемся в ней идентификаторам. Но конкретно на блоках управления Bosch EDC7UC31, EDC17CV44 и EDC17CV54 так делать нельзя! Ведь одна стоковая прошивка может быть, к примеру, от обычного бортового Газона Next, а вторая стоковая прошивка может оказаться от бензовоза на базе Газон Next, хотя идентификаторы обоих прошивок будут полностью совпадать.
Окей. Получается, что работать с этой техникой следует только по принципу «считал-поправил-записал»? В целом, да. Варианты с «готовыми» прошивками из каталогов и складчин опасны - после репрога что-то может не заработать, что-то может заработать не так как должно. По уму, необходимо каждый раз тормошить калибровщика и заказывать у него калибровку прошивки, строго на базе считанного стока, тратя на это время и деньги.
Как мы выкрутились из данной ситуации? Ведь наш каталог подразумевает готовые каталожные прошивки. Об этом мы расскажем чуть позже, в конце этой статьи. И забегая вперёд спешим похвастать, что у нас есть решение, позволяющее обойти озвученные риски, не потратив лишних денег и времени.
Второй важный нюанс, о котором следует рассказать – это наличие «резервной» области в теле прошивок на блоках управления Bosch EDC7UC31, EDC17CV44/54. Но, чтобы понимание проблематики было ясным, сперва, следует немного рассказать о структуре прошивок на указанных ЭБУ.
Если вы регулярно читаете статьи, которые мы публикуем, то возможно уже читали другую нашу статью, в которой мы описываем блочную структуру прошивок Bosch MEDC17. Если же не читали, то ничего страшного. В двух словах, все прошивки на ЭБУ серий Bosch MEDC17, ровно, как и на ЭБУ серий Bosch EDC16 (EDC7), имеют «блочную» структуру, где блоки данных (области) связаны ссылками и контрольными суммами. То есть в каждой области (кроме последней) содержится ссылка на следующую область, и в сумме они выстраиваются в логическую цепочку.
К примеру, для прошивок блока Bosch EDC7UC31 на Газонах цепочка обычно выглядит следующим образом (см. ниже). Для проверки можете взять любую прошивку от Bosch EDC7UC31 для Газона, и почти наверняка, структура будет именно такой:
1. Block #10: 0x10000-0x3FFFFгде область [10] – это загрузочная программа, [30] – это основная (управляющая) программа, [50] – это основная область калибровок, а [80] – это дополнительная область калибровок.
Области образуют логическую последовательность, но в теле прошивки, как можно заметить, идут не последовательно. Впрочем, сейчас важен не этот момент. Важно другое: если посмотреть внимательно, то после адреса 0x13FEFF и до 0x1B0000 в теле прошивки ничего быть не должно. Но на деле, если дамп был считан как фуллфлеш в «инженерном» режиме «на столе» (через BDM или BSM), то начиная с адреса 0x170000 (и обычно до 0x1ADFFF) можно увидеть некоторые данные, которые никоим образом не относятся к логической цепочке.
Присмотревшись ещё внимательнее, можно заметить, что эти «лишние» данные дублируют в себе область калибровок (как правило, основную область калибровок [50]).
Зачем же эта, вольно обзовём её, «резервная» область нужна? И почему она дублирует в себе кусок прошивки? Что ж, извиняйте, мы не знаем ответа на этот вопрос =).
Судя по всему, эта область никак не используется. Даже поспрашивав коллег по цеху (других калибровщиков и разработчиков загрузчиков), мы не нашли однозначного ответа, относительно её предназначения.
Основная загвоздка заключается в том, что данная область может не считываться или не записываться, в зависимости от используемого оборудования и способа работы с памятью ЭБУ. В итоге у некоторых мастеров, при определённых обстоятельствах, рождаются непонятки, правильно ли было выполнено чтение, правильно ли записалась прошивка обратно в блок. Ведь в каких-то дампах эта «резервная» область присутствует, а в каких-то дампах она отсутствует. Более того, так как эта область дублирует в себе кусок калибровок, то некоторые калибровщики также выполняют в ней изменения, хотя делать этого не требуется.
В итоге всё может стать ещё запутаннее: Представьте, что вы записываете прошивку, в которой присутствуют и изменены, как используемая область калибровок, так и не используемая «резервная»; В зависимости от оборудования и способа записи, не используемая область может не перезаписаться (насколько нам известно, на момент составления данной статьи, Combiloader «в розетку» не перезаписывает эту область, по крайней мере на блоках EDC7); В итоге, при повторном чтении прошивки («на столе» через BSM или BDM), можно получить дамп, отличающийся от того, что был только что записан (отличия будут как раз в этой самой «резервной» области).
Скорее всего обсуждаемая область используется в памяти ЭБУ в каких-то служебных целях (к примеру, как эдакий бэкап заводских настроек). Повторимся, нам не известно её предназначение. Как бы там ни было, обращать на неё внимание НЕ НУЖНО! Не важно, будет ли она считана и\или перезаписана, на результат чип-тюнинга и отключения систем снижения токсичности это никак НЕ ВЛИЯЕТ!
На блоках управления EDC7UC31 «резервная» область обычно начинается с адреса 0x170000 и располагается до 0x1ADFFF. На EDC17CV44/54 она обычно начинается с адреса 0x1C0000 и идёт почти до конца дампа. Также следует заметить, что для EDC17CV44/54 структура прошивки несколько отличается от того, что мы рассмотрели выше для EDC7UC31. Тем не менее, она также представляет собой логическую цепочку из областей данных, и также может содержать «лишнюю» область, дублирующую в себе область калибровок.
Повторимся, обращать внимания на этот «лишний» кусочек прошивки не нужно. Ровно, как и переживать по тому поводу, что он может не перезаписаться, в зависимости от способа записи и оборудования.
И последний нюанс, о котором следует поговорить это КС (контрольные суммы). Разумеется, в прошивках блоков Bosch EDC7UC31, EDC17CV44/54 используются контрольные суммы для проверки целостности содержимого прошивки. Незадача заключается в том, что Сканматик (как флешер) не поддерживает пересчёт КС при записи прошивок. При этом очень многие мастера почему-то пытаются считать и записать прошивку именно Сканматиком (речь идёт про использование Сканматика не в качестве адаптера, а про прилагающееся к адаптеру программное обеспечение). В результате, если в поданной на запись прошивке не подсчитана КС, то, очевидно, после записи такой прошивки Сканматиком программа блока управления будет считать собственное содержимое испорченным.
Описанный сценарий встречается настолько часто, что мы решили его упомянуть в данной статье. И мы не осуждаем желание мастеров сэкономить. Просто это очень странное решение - использовать бесплатный флешер, на фоне того, что специализированный модуль под тот же Combiloder стоит, как правило, дешевле тюнинг-прошивки для рассматриваемых систем управления. При этом всём, платный модуль будет не только пересчитывать КС, но и проверять подаваемый дамп, его структуру и т.д., уберегая мастера от случайных ошибочных действий и последующей головной боли.
А теперь суммируем вышесказанное и собираем пошаговую инструкцию по работе с блоками управления Bosch EDC7UC31, EDC17CV44/54 на коммерческой технике:
Сделать это можно через OBD2. С задачей отлично справляется тот же Combiloder (будь то EDC7 или EDC17 - на оба семейства блоков есть отдельные модули)
Либо можно выполнить чтение в режимах BDM\BSL\BSM, в зависимости от доступных интерфейсов блока управления, наличия у вас соответствующего оборудования, и вашего желания возиться с блоком «на столе», когда проще, быстрее и безопаснее всё-таки работать «в розетку».
Вот тут внимательно!
Как мы уже писали в пункте 1, заводские стоки на коммерческой технике с ЭБУ Bosch EDC7UC31, EDC17CV44/54 нередко отличаются друг от друга, даже при условии полного совпадения всех идентификаторов. Отличия могут быть в комплектации, лимитерах скорости, маске DTC и т.д. Это нормальное явление, так как, зачастую, коммерческая техника индивидуально параметрируется.
Чтобы после репрога не получить какой-нибудь включившийся ограничитель скорости или ошибку по системе, которой на автомобиле даже не предусмотрено, просто так брать готовый тюнинг-файл (в том числе из нашего каталога) и просто сразу записывать его обратно в ЭБУ не следует. Не то чтобы проблема обязательно возникнет, просто вероятность её возникновения ненулевая.
Как же тогда правильно поступить? Правильный ответ - собрать модифицированную прошивку на базе считанного стока, и никак иначе.
Но как тогда быть с прошивками, купленными в нашем каталоге (ведь наш каталог подразумевает именно готовые прошивки, а не редактор прошивок)?
И тут самое интересное. Именно для систем Bosch EDC7U31, EDC17CV44/54 мы собрали специальные утилиты переноса калибровок, которые переносят не всю область калибровок, а только отдельные части - только те части, которые правятся нами при тюнинге и отключении систем снижения токсичности. При этом принцип «считал-поправил-записал» полностью удовлетворяется, так как правки переносятся из каталожной прошивки не целиком, а точечным способом, как бы собирая прошивку на базе считанного вами стока.
Мы не будем вдаваться в технические детали того, как это реализовано. Главное, что всё работает и принцип «считал-поправил-записал» полностью удовлетворяется.
Приятный вывод из сказанного: если вам попадётся другой экземпляр техники с теми же самыми идентификаторами ПО, вам не нужно повторно покупать или заказывать у нас ту же самую прошивку. Если вы уже покупали у нас прошивку под нужные идентификаторы, утилита переноса калибровок на нашем сайте без проблем подготовит вам ещё один файл, на базе другого считанного стока.
И да, с «резервной» областью, про которую мы детально рассказали в пункте 2, утилита переноса калибровок тоже умеет работать. Хотя это и избыточно, утилита точечно переносит изменения и туда, при условии, что «резервная» область присутствует в дампе. Сделано это чисто с точки зрения эстетичности, коль та самая область является дублем области калибровок.
Подытожим. При работе с нашим каталогом и нашими прошивками, шаг 2 можно переименовать следующим образом:
«Шаг 2. Собрать модифицированную прошивку на базе считанного стока»
«Шаг 2. Выполнить перенос калибровок из купленной в каталоге прошивки в считанную с автомобиля прошивку, воспользовавшись утилитой на нашем сайте»
Сделать это можно тем же способом и загрузчиком, которым выполнялось чтение прошивки.
Главное убедиться, что используемый загрузчик считает КС. В частности, с задачей записи отлично справляется Combiloder, с соответствующим модулем для работы по OBD2.
Если же вы принципиально (но непонятно зачем) хотите выполнить запись через загрузчик, который не умеет считать КС (к примеру, флешер Сканматика), то КС нужно пересчитать вручную перед записью прошивки.
В ряде случаев, особенно если транспортное средство изначально приехало в аварийном режиме с неисправными системами снижения токсичности, после репрога и отключения «экологии», ряд ошибок не будет стираться простыми запросами.
Да, такая «грабля» с нестираемыми ошибками действительно присутствует на блоках управления Bosch EDC7UC31 и EDC17CV44/54. Но не нужно в подобных ситуациях сразу же атаковать техподдержку калибровщика. Для сброса ошибок следует воспользоваться сканером, который умеет стирать эти ошибки. Вот тут Сканматик (как сканер) может оказаться весьма кстати, так как в нём имеется специальная процедура сброса нестираемых кодов DTC для рассматриваемых блоков управления.
Вот вроде бы и всё. В тексте мы перечислили самые частые грабли и подводные камни, с которыми встречаются большинство мастеров, при работе с блоками управления Bosch EDC7UC31 и EDC17CV44/54 на коммерческой технике ГАЗ\ПАЗ\КАвЗ (и некоторых других марках). Но на самом деле, похожие подводные камни встречаются и на другой коммерческой технике.
Взять, к примеру, индивидуальное параметрирование (когда под одинаковыми идентификаторами встречается по-разному сконфигурированные софты) - эта тема очень часто всплывает на самой разной коммерческой технике. Знать о подобных нюансах никогда не будет лишним, тем более что чип-тюнинг – это наука о нюансах. Мы надеемся, что вы внимательно изучили написанный нами материал, и полученная информация вам пригодится. Ну, хотя бы при работе с прошивками из нашего каталога 🙂