У каждого состоявшегося специалиста в области чип-тюнинга имеется свой набор правил и привычек, которое он строго соблюдает в своей работе. Эти правила и привычки нужны как минимум потому, что они выполняют роль эдакой техники безопасности, а сам процесс работы становится с ними более спланированным и предсказуемым.
В этой статье мы решили поделиться своим видением того, как должен выглядеть такой набор правил (шагов).
Шаг 1. Примите решение.
Насколько бы очевидно это не звучало, но перед тем как брать в работу автомобиль, нужно принять осмысленное решение – а стоит ли вообще браться за данный автомобиль?
Предполагается, что вы знаете модель блока управления, который стоит на автомобиле, вы знаете, что у вас есть оборудование для работы с ним, и вы знаете где купить модифицированную прошивку под эту систему управления. Но принятие решения должно исходить не только от технической возможности выполнить работу. Не менее важно, чтобы оно исходило из общего состояния автомобиля и общения с клиентом. Насколько бы выгодным не был заказ, не стоит браться прошивать машину, если это очевидное «ведро», да еще и у «клиента-козла». Этот заказ может отобрать слишком много нервов и времени. А для специалиста время всегда дороже денег!
Таким образом, первым делом есть смысл осмотреть автомобиль. Убедиться, что двигатель не «троит», из него не доносится посторонних звуков, с него не течет масло или антифриз, в памяти блока управления двигателем нет критических ошибок, на приборной панели не горят индикаторы неисправностей и т.д.
Рекомендуется также подключиться сразу ко всем блокам управления и сфотографировать все ошибки, которые зафиксированы, после чего сбросить их. Во-первых, вы сами будете знать, что эти ошибки были еще до репрога. Во-вторых, клиент даже не посмеет связать их с вашей последующей работой.
Парадоксально до смеха, что вышесказанное настолько очевидно, но настолько часто этим пренебрегают даже самые опытные мастера. А в процессе работы над таким автомобилем почему-то становится совсем не до смеха. Поэтому перед тем как начинать непосредственные работы с автомобилем, обязательно зафиксируйте все видимые дефекты. Для себя, для клиента, и, желательно, ещё и на бумагах (в договоре или заказ-наряде).
Шаг 2. Изучите доступную информацию.
Отлично, вы приняли решение, что автомобиль можно взять в работу и прошить. Что дальше? А дальше следует внимательно прочитать инструкцию вашего загрузчика о работе с тем ЭБУ, который вы собираетесь прошить. Особенно в том случае, если вы работаете с данной моделью ЭБУ впервые.
У некоторых загрузчиков нет прилагающего файла инструкции (к примеру, у MMCFlash или PCMFlash). В этом случае, есть смысл зайти на официальный форум загрузчика и поискать информацию там. Никогда не будет лишним понимать, какие области прошивки читаются\пишутся загрузчиком, пересчитывается ли контрольная сумма, есть ли в логике блока какие-то программные защиты от тюнинга и т.п.
Также, внимательно читайте инструкцию (если таковая имеется) от разработчика прошивки. Мы, в частности, стараемся писать такие инструкции (нюансы записи). По крайней мере, для работы с одним из рекомендуемых нами загрузчиков. И, тем более, в случаях, если в процессе репрога имеются подводные камни.
Если автомобиль оборудован кнопкой запуска, то обязательно ознакомьтесь с логикой работы данной системы. На некоторых авто с кнопкой (например, на машинах марки Renault) зажигание может выключиться автоматически, по истечению таймаута, вне зависимости от того, производите ли вы какие-то операции с ЭБУ (чтение\запись) или нет. Допускать выключение зажигания во время программирования конечно же нельзя.
Шаг 3. Общие рекомендации.
Если информации достаточно для уверенного проведения работы, есть смысл переходить непосредственно к самому процессу. Тут тоже есть ряд рекомендаций:
- Если вы выполняете прошивку с целью отключения систем снижения токсичности, то обязательно ДО РЕПРОГА(!!!) выполните сброс всех ошибок, статусов и состояний, связанных с отключаемыми системами. К примеру, если на приборной панели горит ошибка по сажевому фильтру, то её нужно «потушить» до репрога, а не после. Если машина находится в аварийном режиме, то вывести из него её нужно до репрога, а не после. На каких-то авто этим правилом, конечно, можно пренебречь - аварийные режимы пройдут, а все ошибки и сообщения потухнут сами после репрога, либо последующего сброса сканером. Но для некоторых авто таких решений не существует (после репрога сброс сканером перестанет работать).
- Если ЭБУ читается\пишется долго, если ЭБУ является «проблемным» (есть шансы его «завалить»), то обязательно проверьте состояние АКБ. А если есть сомнения, лучше подключить пускозарядочное устройство на момент работы с блоком. И уж тем более это необходимо сделать, если в момент репрога включается вентилятор (обычно эту информацию можно встретить в инструкциях).
- По возможности не заряжайте аккумулятор ноутбука при работе с ЭБУ на автомобиле. И уж тем более, ни в коем случае, нельзя заряжать аккумулятор ноутбука при работе с ЭБУ на «столе».
- Перед операциями чтения\записи выключайте все штатные потребители (свет в салоне, печку, фары и т.д.). Нештатные потребители тоже лучше отключать.
- Учитывайте, что операции чтения и\или записи могут не пойти, если в CAN-шину автомобиля что-то «гадит» (уж извиняйте за выражение, просто оно очень хорошо описывает суть проблем с передачей пакетов данных внутри сети). Чаще всего таким устройством является сигнализация. Если это так, то её придется найти и временно отключить от CAN-шины, либо, к примеру, работать с блоком управления на «столе».
- Всегда (повторимся, ВСЕГДА!) делайте резервную копию текущей прошивки (которая записана на автомобиле клиента в момент обращения к вам). В самом крайнем случае, если у блока нет чтения (а какой-нибудь BSL-режим нецелесообразен), то делайте хотя бы виртуальное чтение или находите сток. Записывать в ЭБУ что-то новое, не подготовив заранее «пути отступления» - это крайняя форма технической неграмотности.
- Перед записью всегда по несколько раз проверяйте идентификаторы записываемой прошивки. Лучше всего для этого использовать утилиты идентификации на нашем сайте. Удостоверьтесь на 100%, что это тот же самый софт (а не какой-то другой), разве что с тюнингом. На многих ЭБУ запись не той прошивки приведет к неработоспособности самого ЭБУ. В некоторых случаях, «поднять» такой ЭБУ не получится даже с разбором. Единственные исключения из правил – заводские обновления. Хотя даже в этом случае, нужно знать - как правильно произвести обновление. Самый безопасный способ работы – писать прошивку «софт в софт».
- Также, перед записью «тюна», некоторые мастера сверяют в HEX-редакторе структуру файлов (стока и тюнинга), размер файлов и прочие параметры. В принципе, да, полезное правило. Но если вы работаете хорошим оборудованием и проверенными прошивками (например, из нашего каталога), то делать это не обязательно.
А что если что-то пошло не так? Очевидно, что смотреть по обстоятельствам. Если не получается считать или записать прошивку – писать в техподдержку разработчикам оборудования. Если прошивка записалась, но машина на ней не заводится, а на стоке заводится (что подтверждается обратной записью стока), тогда писать в техподдержку калибровщику прошивки. Повторимся: работайте лицензионным оборудованием, используйте проверенные прошивки, внимательно читайте инструкции. И тогда проблем быть не должно.