Top.Mail.Ru

Как «читать» графики замера мощности?

К прошивкам в нашем каталоге часто можно встретить приложенные графики замера мощности, наподобие того, что представлен на изображении ниже.

Но для большинства людей такое изображение - это просто картинка с какими-то диаграммами и циферками. Как правильно «прочитать» информацию с изображения и интерпретировать её в формате полезной для себя информации? Расскажем в этой статье.

Небольшое замечание: в качестве примера мы будем рассматривать графики, полученные в программе для диностенда VTech (именно такой стенд мы используем в своей работе). Впрочем, графики полученные на любом другом стенде «читаются» аналогичным способом.

И еще замечание: существуют разные способы замера мощностных характеристик. В данном тексте рассматривается пример на базе проведения так называемого «инерционного замера», который является, вероятно, самым распространенным.

Итак, рассмотрим верхний левый угол (цифра 1). В первой строке указана базовая информация об автомобиле. Как правило, это марка, модель и двигатель (иногда ещё указывается тип КПП и прочая информация по комплектации автомобиля).

Далее идут строки, характеризующие отдельные замеры. Как правило, это две строки, первая из которых представляет замер мощностных характеристик стоковой прошивки, а вторая - замер на тюнинге (может быть и наоборот, хотя это не принципиально). Что за информацию содержат эти строки? Разберем первую сроку (на изображении она зелёная).

120.1HP – это значит, что максимальная мощность, зафиксированная при данном замере, составляет 120.1л.с. (HP расшифровывается как Horsepower – то есть «лошадиные силы»). 5725RPM – означает, что максимальная мощность была зафиксирована в момент, когда обороты двигателя составляли 5725 об./мин. (RPM расшифровывается как Revolutions per minute - число оборотов в минуту).

Как не сложно догадаться, далее идет информация о крутящем моменте. В рассматриваемом замере, максимальный крутящий момент - 161Нм - был зафиксирован на оборотах 3979об./мин.

Последнее, что указано в строке - это название замера. В данном случае «stock» – то есть замер на стоковой прошивке. Название замера придумывается специалистом, производящим этот замер. Как правило, используются названия stock, std, tun, mod, stage, либо программа стенда сама генерирует названия типа test_2 и т.п. Впрочем, это уже не такая важная информация, так как отличить сток от тюнинга можно и без названия.

Двигаемся дальше. Как можно догадаться, в рассматриваемом примере зеленые графики характеризуют сток, а золотистые - тюнинг. Осталось лишь разобраться, что это за графики.

Пара графиков, на которые указывает цифра 2 - это графики мощности. Как можно заметить, на тюнинге присутствует прирост мощности порядка +10% почти на всём диапазоне оборотов, относительно стока. В диапазоне с 4300 до 4600 об./мин. этот прирост составляет даже более +10%. Ну а ближе к максимальным оборотам разница сокращается, и составляет, от силы, лишь несколько процентов.

Если внимательно изучить графики, то можно увидеть, что пиковая мощность и тюнинга и стока достигается примерно в диапазоне 5700-5750 об./мин. Причем для стока это около 120л.с. Для тюнинга - около 125л.с. И ведь так и есть! Если вернуться на несколько абзацев вверх (где мы обсуждали информацию в блоке под цифрой 1), то можно увидеть, что пик на стоке составляет 120.1л.с. и достигнут на 5725 об./мин. Пик на тюнинге - 125.1л.с. достигнут на 5739 об./мин.

Аналогичным образом можно «прочитать» информацию, которую дают нам графики под цифрой 3. Как не трудно догадаться, это графики крутящего момента. По ним вопросов быть не должно.

Но есть вопросы о предназначении графиков под цифрой 4. Что это за пара графиков и зачем они нужны? На самом деле, очень нужны. В каком-то смысле, можно сказать, что они показывают корректность проведения замеров. Графики под цифрой 4 - это кривые потерь. Эти графики всегда должны быть ровными, без всплесков и колебаний. Пусть они даже не полностью накладываются друг на друга, а один идет чуть выше другого, или наоборот. Но всплесков и колебаний быть не должно. Если это не так, значит конкретный замер нельзя считать корректным. В рамках статьи мы не будем заострять внимание на этом вопросе. Пусть данная информация просто останется фактом. Кому интересно докопаться до истины - гугл в помощь.

Напоследок осталось понять - почему графики стока «обрываются» примерно в районе 5800-5900 об.мин., в то время как тюнинг «крутится» немного больше. На самом деле, тут всё очень просто. Варианта два: Либо срабатывает отсечка. Либо, специалист сам прекращает разгон автомобиля. Дело в том, что в момент проведения замера программа диностенда рисует для специалиста (проводящего замер) другой график - график мощности с колес. В момент, когда мощность с колес начинает сильно падать (это происходит после определенного пика в диапазоне высоких оборотов), раскручивать двигатель ещё сильнее не имеет смысла. Поэтому специалист просто прекращает разгонять автомобиль. Даже если отсечка ещё не сработала. В рассматриваемом примере, разгон был прекращён специалистом.

P.S. В продолжение данной статьи, рекомендуем ознакомиться с ещё одной статьёй на нашем сайте:

"Что реально может улучшить прошивка на бензиновом атмосферном двигателе?" (статья)

Перейти к списку статей
Поделиться

Обсуждение

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете, что соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и Политики Конфиденциальности.