Заголовок данной статьи лучше уточнить и перефразировать следующим образом: «на сколько времени клиенту нужно сдать свой автомобиль, чтобы сделать чип-тюнинг?»
Правильного ответа на данный вопрос не существует, есть лишь рекомендации. К тому же, машины и системы управления бывают разные – где-то придется снимать ЭБУ, где-то прошивка считывается по 2-3 часа, а где-то попадется редкий серийный софт, с которым могут возникнуть сложности.
Однако, если вы работаете с распространенной моделью. И уж тем более, если экземпляры такой модели авто вы уже прошивали, то такая работа должна быть сделана быстро.
Рекомендованное время – 1 час.
Вы не ослышались. 1 час рабочего времени должен занимать один средний чип-тюнинг.
И да, это идет вразрез всем сложившимися стереотипам. Ведь старожилы профессиональных форумов по чип-тюнингу уверяют, что так делать нельзя, мол машиной нужно заниматься досконально, не торопясь, забирая ее у клиента на 1-2 дня, ибо «вы мастер и сами задаете условия».
Единственная верная мысль всего этого монолога – что не нужно торопиться. Это действительно так. В чип-тюнинге вообще нельзя торопиться. Но все остальное – полная брехня.
Мир меняется. Современный покупатель услуг не привык приобретать то, что сложно купить и долго ждать. И если вы хотите работать, зарабатывать и развиваться, то вы обязаны учитывать интересы клиента! Иначе мимо вас пройдут десятки тысяч потенциальных покупателей. Они потратят свои деньги на что угодно, что можно купить быстро, что можно купить здесь и сейчас - новые диски, новые коврики в салон, да что угодно. Но только не вашу услугу.
Помимо того, что вы предлагаете крутой продукт, вы должны убедить клиента, что машину вообще не придется оставлять в сервисе, что работа будет сделана быстро. Во-первых, это удобно для клиента. Во-вторых, это снижает планку его недоверия и страха за свой автомобиль.
Да, неудобно работать в присутствии клиента. Да, неудобно осознавать, что время ограничено. Зато, вы быстро увидите финансовую отдачу от такого стиля работы.
На этом месте, мы просим вас очень внимательно прочитать и вдуматься в следующую мысль: мы НЕ призываем вас спешить в работе, НЕ призываем «по-быстрому рубить бабло» за услуги сомнительного качества. Мы призываем вас создать такие условия, чтобы у вас получалось работать быстро и работать хорошо.
Как гарантированно укладываться в 1 час времени? Гарантированно — никак. Все равно вам будут попадаться машины с подвохом, с которыми придется возиться по пол дня и просить владельца «погулять». Но 95% приезжающих машин, вполне можно успевать делать быстро. Лады Весты, Kia Rio, Skoda Octavia и т.д. - все эти машины, да и не только, можно успевать делать меньше чем за час.
Раскроем собственный рецепт:
1. Разговор с клиентом и первичная диагностика.
Этот шаг вполне можно выполнить за 7-10 минут. Узнайте у клиента, что он хочется добиться от автомобиля чип-тюнингом, сопоставьте это с тем, что реально может дать чип-тюнинг. А также, сделайте поверхностную диагностику. Не нужно мерять компрессию или проверять давление топлива. Просто убедитесь, что на автомобиле нет очевидных неисправностей. Убедитесь, что здесь и сейчас все работает исправно, что двигатель не «троит», не «маслит», обороты не плавают. Проверьте сканером показания датчиковой аппаратуры. На всякий случай, можно уточнить у клиента, нет ли каких-то специфических нареканий. Если что-то не так, то лучше отказаться от выполнения работ. Если же все окей, двигаемся дальше.
2. Чтение\запись прошивки.
С первого взгляда, может показаться, что этот шаг зависит не столько от вас, сколько от системы управления, с которой вы работаете. Однако, именно на этом шаге вы можете многократно ускорить ход дела. Как? Очень просто - работайте хорошим оборудованием. Это недешево, но это гарантированно окупиться. Можно пол дня читать прошивку китайским Piasini с какого-нибудь Mitsubishi L200, делая это со снятием и разбором блока, поиском распиновки и т.д. А можно за 2 минуты сделать тоже самое через MMCFlash.
А еще, китайские ломанные копии флэшеров очень часто «валят» блоки управления. В то время, как с хорошим оригинальным оборудованием таких ситуаций не возникает. Да, китайский Kess стоит ровно в 100 раз дешевле оригинала и выглядит заманчиво (на первый взгляд). Но дальше статуса «умелец» с таким оборудованием вы не уйдете, ведь вместо работы с машинами, вы будете постоянно мучасться с этим китайским барахлом. То сие оборудование «привалит» ЭБУ, то само «привалится» (из-за того, что получило доступ в интернет и попыталось обновиться), то еще какая-нибудь ситуация. А ведь так и теряется драгоценное время. Никогда не экономьте на оборудовании!
Помимо хорошего лицензионного оборудования, держите в наличие кабели быстрого подключения. Если машина не шьется через OBD2 и требует прямого подключения к колодке ЭБУ, такие кабели сэкономят вам уйму времени. На кой черт снимать блок управления с автомобиля, если можно подоткнуться к нему прямо на автомобиле. Средняя стоимость кабеля – 3000-5000 рублей. Вы окупите его с одной прошитой машины! Для комбилоадера такие кабели продаются прямо на официальном сайте (almisoft.ru). Какие-то из кабелей, можно изготовить самостоятельно, купив на разборке проводку от нужного вам ЭБУ.
И еще момент - всегда готовьтесь к автомобилю. Заранее узнайте, как читать\писать конкретный ЭБУ. Если чтения нет – подумайте, где будете искать сток. Заранее продумывайте все подводные камни.
3. Подбор прошивки.
Существует много подходов того, как делать чип-тюнинг. Есть, так называемая, индивидуальная калибровка. Это когда машину настраивают индивидуально, под конкретные требования. К примеру, настройка Audi A8 TFSI под Stage3 и турбину повышенной производительности, отлично вписывается в данное описание.
Но гораздо шире распространен «серийный» чип-тюнинг. Это когда прошивают стоковый Hyundai Solaris, дабы улучшить реакцию педали газа, поднять тягу с низов и отключить контроль катализатора.
«Индивидуальный» (спортивный) чип-тюнинг и «серийный» чип-тюнинг – это две совершенно разные услуги. И раз уж вы сидите на данном сайте и читаете этот текст, вероятнее всего, вас интересует вторая категория.
И да, вы технически не сможете предоставлять «индивидуальный» чип-тюнинг также быстро как «серийный», ведь на подобные проекты уходят дни, недели, и даже месяцы калибровки и настройки.
«Серийный» же чип-тюнинг, должен делаться очень быстро. И для этого у вас должен быть быстрый доступ к модифицированным прошивкам.
Под словом «быстрый» мы подразумеваем – практически мгновенный. То есть, вы делаете идентификацию ЭБУ на автомобиле клиента, подбираете нужную вам тюнинг-прошивку, скачиваете ее, и сразу записываете на автомобиль. Это должно занимать 5-10 минут, а не пол дня, в ожидании того, пока ваш калибровщик (с кем вы работаете) проснется и соберет вам прошивку.
Отдельным словом хотелось бы упомянуть пиратские прошивки и пиратские складчины прошивок с форумов и «файлопомоек». Аналогично хреновому оборудованию, если вы будете вестись на сомнительные предложения типа «10000 прошивок за 1000 рублей», то будете терять нормальных платежеспособных клиентов, которые готовы платить за качество и оперативность. Вместо того чтобы делать свое дело, вы будете бесконечно ковыряться в этих бесплатных прошивках: на одной детонация появилась, на другой check engine загорается по бедной смеси, на третьей еще что-нибудь. И работать быстро не получится.
Мы собираем наш каталог прошивок именно с этой целью – чтобы у вас была возможность получить качественную прошивку за несколько минут. Это выгодно нам (мы зарабатываем), это выгодно вам (вы тоже зарабатываете и работаете быстро), это выгодно клиенту (он получает хороший продукт и получает его быстро). Все в выигрыше!
Статья не будет полной, если не высказать еще пару мыслей вслух:
Во-первых, если вас грызут сомнения, что клиент не заплатит вам сумму 15000 рублей за чип-тюнинг бензиновой Toyota Rav4, которую вы пришили за 45 минут, то знайте – это все домыслы. Современный покупатель гораздо охотнее заплатит за «дорого и быстро», чем за «дешево и долго». Но вы должны ему объяснить, что 45 минут делается только установка готового продукта. Только установка! А вот разработка этого продукта и стоимость вашего оборудования – вот откуда формируется цена.
И вторая мысль: Если хотите работать по-взрослому, то вам придется вкладываться. Прошивки, комплект программаторов, сканеров, кабелей и прочего оборудования, позволяющего работать быстро, встанет примерно в 1 млн. рублей. Может даже дороже. Но когда вы выйдете на стабильный поток клиентов (по 3-5 машин в день со средним ценником 5000р.), вы отобьете свои затраты. Если ваши стартовые вложения не велики, можно работать «модульными» флэшерами, и докупать нужные модули, по мере необходимости. Рынок вполне позволяет пользоваться качественными решениями.
Напоследок, приведем историю из собственного опыта: Мы – маленькая компания из города Сыктывкар. В штате всего 2 человека. Три года мы очень плотно занимались ремонтами двигателей и диагностиками ЭСУД. Впоследствии занялись чип-тюнингом. Первый год в чип-тюнинге, мы работали не просто в ноль, а в минус, вкладывая все свободные деньги в оборудование и прошивки. Зато мы научились работать быстро и, сами того не ожидая, монополизировали весь рынок у себя в регионе. Конкуренты делали 1-2 машины в неделю, мы делали по 20. И делали их качественно. Когда клиент звонил конкурентам, то слышал, что машина понадобится на пару дней, мол нужно смотреть какой ЭБУ, потом думать - как с ним работать, потом заказывать прошивку и ждать ее пол дня. Когда же клиент звонил нам, мы называли сроки — 1 час. И только если сток читается долго, называли чуть большие сроки. Несмотря на высокий ценник, клиенты выбирали нас. Потому что наше предложение было им удобнее.
Для машин Renault с ЭБУ серий EMS312x или Valeo, которые не пишутся, пока температура ОЖ свыше 50 градусов, у нас был промышленный вентилятор, который остужал машину за 20 минут. Для Delphi MT80 у нас был расширенный модуль для Combiloader, который позволял делать быстрое чтение за минуту, вместо получаса. Подобных решений, заметно ускоряющих процесс работы, можно насчитать десятки.
Уже на третий год в чип-тюнинге наша компания из двух человек, в хорошие месяцы, прошивала по 100-120 автомобилей. Без демпинга! Благодаря накопившемуся опыту и хорошей выручке мы перешли еще на уровень вверх: купили диностенд, купили лицензии ПО для калибровки, и начали самостоятельно калибровать прошивки. Результатом стал этот сайт, где мы выкладываем свои прошивки и просто делимся опытом. Основным компонентом своего успеха мы считаем то, что научились работать быстро, предлагая людям не только качественный, но еще и удобный продукт.