Внимание! Эта статья рассчитана, в первую очередь, на диагностов, кто только планирует начать заниматься чип-тюнингом, и не знает какое оборудование приобретать. Матерым специалистам, кто в теме уже много лет, этот материал будет не интересен. Разве что, с точки зрения «послушать чужое мнение».
Причем! Наши рекомендации хорошо подойдут для работы с современными «народными» автомобилями. Под фразой «современные народные авто» мы подразумеваем широко распространенные серийные легковые авто не старше 2010 года, ездящие в России и странах СНГ. Исходя из наших рекомендаций, можно охватить около 90-95% автомобилей данной категории, уложившись в минимальный бюджет, работая при этом качественным лицензионным оборудованием.
Чтобы было понятнее, в категорию «современных народных авто» входят такие машины как VW Golf, Skoda Octavia, Kia Sportage, Hyuinda Creta, Renault Fluence, Lifan X60, Opel Astra J, Лада Веста и многие-многие другие. Но не входят Lamborghini Huracan или старый Opel Vectra B.
Диагностический сканер
Начнем со сканера. Без хорошего сканера лезть в чип-тюнинг, это как без экипировки лезть на высокую гору – далеко не залезете, а коль залезете – проблем не оберетесь.
Мы рекомендуем работать, как минимум, следующими двумя сканерами: это Scandoc Compact и Сканматик2 Pro.
«Мультимарочник» Scandoc Compact обойдется примерно в 25 тысяч рублей (базовый комплект) + 45 тысяч рублей (комплект модулей на все доступные в сканере марки\модели). Если бюджет ограничен, для начала можно купить только базовый комплект, и, по мере необходимости, докупать модули отдельно (но так выйдет дороже). Scandoc отлично поддерживает большинство распространенных иномарок, умеет подключаться ко всем блокам управления на автомобиле, сбрасывать различные адаптации и т.п. Великолепный прибор от отечественного разработчика.
Сканматик2 Pro тоже является мультимарочным. Он продается в разных комплектациях. Максимальная стоит около 30 тысяч рублей, и включает в себя различные кабели, переходники и т.п. Чисто для чип-тюнинга хватит и базовой комплектации - она стоит на 10 тысяч рублей дешевле. Сканматик не так силен как Scandoc, в плане охвата марок и моделей, но по поддержке «нашемарок» он лучше. К тому же, Сканматик2 Pro можно использовать как J2534 адаптер. Исходя из невысокой стоимости прибора, мы настоятельно рекомендуем приобрести и его.
Помимо двух вышеописанных приборов, если вы сильно специализируетесь на определенной марке, мы рекомендуем докупить еще какой-нибудь сканер, на 100% покрывающий именно на эту марку. В идеале, это дилерский сканер. Или, как минимум, приближенный к дилерскому по функционалу. В самом крайнем случае, продумайте - где «одолжить» дилерский сканер, в случае острой необходимости. Зачем это нужно? Если вы планируете прошивать самые свежие авто определенной марки, есть высокая вероятность, что после репрога, загорятся ошибки по определенному ЭБУ, к которому не получится подключиться «мультимарочником», так как он такого ЭБУ еще «не знает». Минус покупки дилерского (или «околодилерского») сканера очевиден – кусачая цена. В данном случае, вам придется принять решение – либо хорошо потратиться, либо отказаться от чип-тюнинга самых свежих авто, либо просто рисковать.
Флэшеры и программаторы
Очевидно, что в чип-тюнинге, как и любом другом ремесле, не может быть строго обязательного оборудования. Можно лишь порекомендовать какой-то комплект оборудования чисто от себя, чисто субъективно. Ведь все зависит, в первую очередь, от автопарка, с которым вы работаете.
Но если вы, как и мы, целитесь на категорию «современные народные авто», тогда мы порекомендуем следующую комплектацию:
Первые четыре пункта из списка – это флэшеры отечественного производства. Последний пункт – это программатор от итальянской компании-разработчика Alientech.
Все вышеуказанные решения модульные. И частично перекрывают друг друга по функционалу, если приобретать все лицензии на все модули. Поэтому, лично по собственному опыту, мы рекомендуем использовать Combiloader как основной прибор. На него можно приобретать все доступные модули. Для машин Mitsubishi мы рекомендуем модули на MMCFlash. Для машин марки Toyota модули на BitBox или PCMFlash. Для прочих марок, модули на любой из этих флэшеров, на личное усмотрение.
Такой сборкой вы сможете прошить практически любой современный автомобиль, колесящий по просторам СНГ. Исключение составят старые авто, редкие авто, часть премиальных авто и, буквально, единичные модели авто из категории распространенных.
Стартовые вложения при данном раскладе невелики. Комплект отечественных флэшеров обойдется примерно в 30-40 тысяч рублей. Это уже с учетом того, что к каждому флэшеру придется приобрести хотя бы по одному модулю (без модулей они не продаются). В перспективе вы сможете просто докупать необходимые модули. Максимальная сумма, которая может потребоваться, дабы открыть все модули и покрыть все машины, поддерживаемые этими флэшерами, составит около 1 миллиона рублей. Сумма немалая. Хотя и карта покрытия получается просто гигантская. Впрочем, вам вряд ли понадобятся все модули. Вероятнее всего, вам будет достаточно половины карты покрытия, так как с остальной половиной вы попросту не будете работать. Лицензии на отечественные флэшеры являются бессрочными (их не нужно ежегодно продлевать).
Ниже мы приводим ссылки на официальные страницы этих флэшеров в интернете:
По возможности, также приобретите K-Tag (Master-версия). Он встанет примерно в 70 тысяч рублей (сам прибор) + модули, которые можно приобретать при необходимости (около 30-40 тысяч рублей за модуль) + ежегодное продление лицензии (40 тысяч рублей). Речь идет про оригинал, а не про китайский клон. Пользоваться «китаем» мы настоятельно не рекомендуем. K-Tag нужен, в большей степени, для подстраховки, на случай непредвиденных ситуаций с «увалами». Шанс «привалить» ЭБУ хорошим лицензионным оборудование приближен к нулю, но все же имеется. Поэтому не поскупитесь на покупку и этого прибора, так как он может «поднимать» блоки управления через отладочные интерфейсы BDM и JTAG. С ним вам будет работаться еще спокойнее.
Адаптеры
Combiloader, MMCFlash, PCMFlash и BitBox – это просто программы, без адаптера. Для работы с ними требуется любой совместимый J2534-адаптер.
Мы советуем приобрести следующие адаптеры:
Dialink – рекомендованный J2534-адаптер для Combiloader, разработанный той же компанией. В связке, эти два компонента работают максимально стабильно. Чисто от себя мы настоятельно рекомендуем вам работать именно этой связкой, по всем автомобилям, которые она только поддерживает. Стоимость адаптера – около 10 тысяч рублей.
Сканматик2 Pro – сканер + J2534-адаптер в одном продукте. Отлично зарекомендовал себя как адаптер в связке с PCMFlash, MMCFlash и BitBox.
Прочее оборудование
Из дополнительного оборудования мы настоятельно рекомендуем приобрести:
Кабели для быстрого подключения – это кабели, позволяющие подключаться к разъему ЭБУ напрямую от программатора. Они пригодятся при прошивке некоторых блоков управления. К примеру, если вы часто прошиваете УАЗ Патриот с ЭБУ Bosch 17.9.71 (этот ЭБУ не прошивается через OBD2 без предварительного снятия проверки цифровой подписи в режиме BSM), то нет никакого смысла постоянно снимать блок с автомобиля и подключаться к нему «на столе» проводками. Гораздо быстрее сделать все тоже самое прямо на автомобиле, просто подоткнувшись к колодке блока. С кабелями быстрого подключения вы будете экономить уйму времени. А время в вашей работе должно быть самым главным ресурсом. Намного более ценным, чем деньги.
Про стол-позиционер особо комментировать нечего. Он необходим исключительно ради удобства и аккуратности ваших действий при работе с блоками управления «на столе».
В этой статье мы перечислили то оборудование, которое мы рекомендуем для ежедневной работы. Оно удобно, оно стабильно и быстро функционирует, оно имеет качественную техподдержку на русском языке. И, самое главное, оно хорошо совместимо с подавляющим большинством автомобилей, ездящих в России и странах СНГ.
Если же вы занимаетесь не столько «народными», сколько любыми другими автомобилями. Если к вам часто ездят Мерседесы того же года, что сейчас на календаре. Если к вам на чип-тюнинг может приехать Alfa Romeo. Если вы чаще чипуете BMW, нежели корейский автопром собираемый в России. То наши рекомендации вам не подойдут. В этом случае, стоит обратить внимание на множество других замечательных продуктов для чип-тюнинга: Kess, CMDFlash, Autotuner Tool, MagPro, DimSport Genius\Trasdata и т.д. Выбор огромен.
В любом случае, какими бы автомобилями вы не занимались, единственное правило, которого следует обязательно придерживаться – никогда не экономьте на оборудовании. Приобретайте лицензионный оригинальный продукт. Он гораздо дороже «китая» и «отломов». Зато с ним не будет проблем. Зато у вас будет доступ к техподдержке. С лицензионным оборудованием вы будете просто работать, а не искать на форумах информацию о том, как записать прошивку и не завалить ЭБУ. Опыт поднятия заваленных блоков - это не опыт, а впустую потраченное время.