В каких случаях необходим перенос области калибровок?

Некоторые чип-тюнеры, даже проработавшие в этом области много лет, до сих пор не понимают – в каких случаях нужно переносить калибровки перед записью (к примеру, из купленного тюнинга в считанный сток), а в каких случаях этого делать не нужно. Что уж говорить про новичков, которые увидев фразу «необходим перенос области калибровок», либо начинают заваливать своего калибровщика вопросами (чаще всего глупыми), либо вообще разворачивают машину клиента и предпочитают не связываться со «сложным», как им видится, чип-тюнингом.

Один из самых частных вопросов, прилетающих в нашу техподдержку:

А можно записать 71-м модулем PCM прошивку [...] из вашего каталога?

И мы, тяжело вздохнув, в тысячный раз отвечаем:

Да можно. Перед записью перенесите калибровки из купленного тюнинга в считанный сток.

Мы решили, что самое время раскрыть этот вопрос и объяснить на пальцах (хотя бы искренне попытаться), зачем и когда нужно переносить область калибровок при подготовке дампа прошивки перед записью в блок управления.

Статья получилась довольно большой. Поэтому мы разбили её на три части.


Из каких областей состоит прошивка (условно)

В первой части начнём с азов и вспомним из чего (из каких областей) условно состоит прошивка ЭБУ двигателя. Обычно это:

Загрузочная программа - та часть логики блока управления, которая запускается в первую очередь. Если представить всю логику блока управления как гигантский алгоритм, то загрузочная программа – это первый шаг такого алгоритма.

Есть множество причин использования именно такого подхода к включению блока управления (да и любого современного вычислительного устройства) в работу. Объяснение этих причин выходит далеко за рамки настоящей статьи. Сейчас же достаточно просто условиться, что некоторую часть прошивки занимает загрузочная программа, которая как-бы «включает» блок управления в работу, а затем передаёт управление основной программе.

Управляющая (основная) программа – та часть прошивки, те алгоритмы, которые, непосредственно, управляют двигателем автомобиля. Согласно алгоритмам управляющей программы, ЭБУ получает необходимые показания от датчиковой аппаратуры двигателя и остальных блоков управления, обрабатывает эти значения неким образом, а на основе полученных результатов управляет исполнительными механизмами (топливная система, система зажигания, дроссель и т.п.).

Калибровки – настройки для алгоритмов управляющей программы. Калибровки называются калибровками, потому как представляют собой зависимость между показателями. К примеру, калибровка «желаемых оборотов холостого хода» представляет собой таблицу зависимостей между фактической температурой двигателя и оборотами холостого хода. А, к примеру, калибровка «характеристика педали акселератора» это зависимость нажатия педали (в процентах) к желаемому открытию дроссельной заслонки (тоже в процентах).

Именно калибровки дают современным системам управления ту гибкость настройки. Именно калибровками работа двигателя настраивается под определённые требования. И, соответственно, именно изменением калибровок, в 99% случаев, достигаются цели чип-тюнинга.

Область прошивки, содержащую в себе калибровки, принято называть областью калибровок.

Прочие области. Не исключено, что конкретный блок управления в теле своей прошивки может содержать и другие области. Например, область уникальных данных (которую по-старинке ещё принято называть виртуальный EEPROM), включающую синхронизацию иммобилайзера, VIN номер и прочие уникальные данные по автомобилю. Мы не будем заострять внимание на том, какие прочие области могут встречаться в теле прошивки. Просто условимся, что такие бывают (и встречаются почти на каждом современном блоке управления).


Чип-тюнинг – это наука о нюансах

Если вы осознаёте и понимаете всё вышесказанное, то это уже половина дела. Значит вы понимаете, что чтобы машина поехала лучше (чтобы получить результат чип-тюнинга), необходимо произвести изменения в текущем содержимом памяти блока управления, но только в области калибровок, не затрагивая остальные области. Очень важно, чтобы остальные области остались не изменёнными, относительно стока. Ведь если вы, к примеру, измените управляющую программу (испортите её или запишете другую – от другой аппаратной реализации блока управления), то высока вероятность, что блок управления попросту «окирпичится». Разумеется есть исключения из правил, о которых предупреждается заранее. Но общие правила почти всегда остаются таковыми, что чтобы получить результат чип-тюнинга, изменения должны произойти только в области калибровок!

А дальше начинается самое интересное, что, собственно, путает карты и вводит в заблуждение многих мастеров. Дело в том, что исходя из используемого оборудования, способа работы с блоком управления и самого блока управления может возникать не одна дюжина нюансов.

К примеру, если вы работаете некоторым программатором с некоторым блоком управления в режиме BSL, то прошивка будет читаться и записываться «как есть» – то есть полностью, включая все её области. Какой-нибудь другой программатор, возможно, сделает тоже самое, но специально обойдёт при записи область уникальных данных. А работая с тем же самым блоком управления по OBD2 (т.е. диагностическим методом записи), один программатор сможет читать\записывать только область калибровок. В то время как другой программатор «по розетке» сможет читать\записывать фуллфлеш, предварительно спрашивая пользователя, что тот хочет записать (только калибровки, калибровки + упр.программу или фуллфлеш).

Аналогичную «кашу» можно встретить и у калибровщиков. Приобретая прошивку у калибровщика вы заранее можете не знать, в каком виде будет дамп прошивки. Дамп может не включать в себя ничего кроме области калибровок, а может быть «фуллом», дамп может быть со смещениями, может быть сформирован по разному разными программаторами. Повторимся, нюансов может быть не одна дюжина.

Именно поэтому чип-тюнинг – это наука о нюансах. Грамотный специалист должен принимать наличие этих нюансов, а также понимать, как действовать в каждом конкретном случае. А для этого необходимо, как минимум, обладать базовыми знаниями в области чип-тюнинга, соблюдать внимательность, и всегда (ВСЕГДА!) читать справку к оборудованию, которым производится чтение\запись прошивки в блок управления.


Выводы

Наконец, вернёмся к изначальному вопросу. Так в каких же случаях необходим перенос области калибровок? Очевидно, что во всех случаях, когда программатор может перезаписать какую-то область помимо области калибровок, при условии, что вам требовались изменения только в калибровках.

И очевидно, что всё всегда зависит от нюансов – конкретного блока управления, конкретного программатора, конкретного способа записи и конкретного дампа (его структуры), который вы планируете записать.

При работе в «инженерных» способах записи (которые, как правило, осуществляются «на столе»), подавляющее большинство программаторов записывают поданный пользователем дамп прошивки «как есть». Поэтому при чтении\записи в BSL, BSM, BDM, JTAG и т.п. режимах перенос калибровок из купленного тюнинга в считанный сток строго обязателен.

Диагностические же способы записи (т.е. работающие по определённому протоколу через OBD2), наоборот, как правило, не требуют никакой специальной подготовки вроде переноса калибровок. По крайней мере, если речь идёт про нормальный лицензионный программатор, а не китайский отлом. В модули для диагностической записи разработчиками, как правило, внедряются различные проверки целостности подаваемого дампа, проверки сходимости управляющей программы, возможность пропуска областей с уникальными данными и многое другое, что позволяет работать с блоком управления по принципу «считал, подобрал тюнинг, записал».

Со своей стороны, в нашем каталоге, мы стараемся предугадывать тенденции пользователей. И если мы знаем, что конкретный блок управления часто записывают «на столе» в различных «НЕдиагностических» режимах, то собираем на сайте соответствующую утилиту переноса калибровок. А ко всем прошивкам для этого блока управления добавляем сноску с подсказкой о необходимости переноса калибровок. Хотя лично от себя мы всегда рекомендуем не скупиться на оборудование и работать диагностическими способами записи по OBD2. Это безопаснее, это экономит уйму времени, это избавляет от необходимости готовить файл перед записью.

Перейти к списку статей
Поделиться

Обсуждение

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете, что соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и Политики Конфиденциальности.