Шпаргалка по работе с блоками управления Bosch EDC16C39 и EDC16CP34 на дизельных автомобилях Kia\Hyundai

В последнее время участились увалы блоков управления Bosch EDC16C39 и EDC16CP34 на дизельных автомобилях Kia\Hyundai. Участились не в процентном соотношении, а, скорее, в количественном. В нашу техподдержку всё чаще и чаще приходят вопросы а-ля "...записал прошивку из каталога... теперь машина не заводится... в чём может быть проблема?"

В половине случаев, проблема заключается в том, что мастера не читают инструкцию к используемому оборудованию. Причём, чем более опытным считает себя мастер, тем смелее он берётся за незнакомый блок управления, даже не читая информацию по работе с ним.

Во второй половине случаев, у используемого оборудования попросту нет внятной инструкции. Увы, но и это правда - современные загрузчики уже давно стали, что называется "юзер-френдли", с интуитивно понятным интерфейсом и двумя кнопками - "считать" и "записать". Вроде всё просто, но нюансы присутствуют, а нормальный хелп с этими нюансами работы есть лишь у некоторых приборов.

Как бы там ни было, кто бы не был виноват, мы искренне хотим, чтоб увалов было меньше. Тем более, при использовании прошивок из нашего каталога. Поэтому мы решили написать небольшую шпаргалку по блокам серии Bosch EDC16 на дизельных Kia\Hyundai.

Теория

Итак, первый важный момент, который следует понять - прошивки блоков управления Bosch EDC16 автомобилей Kia\Hyundai условно делятся на несколько областей:

[0x10] Программа-загрузчик

[0x30] Управляющая программа

[0x50] Основная область калибровок

[0x80] Дополнительная область калибровок

(число в квадратных скобках - это идентификатор области)

Сразу же обратите внимание, что областей калибровок две (!), а не одна.

Области не обязательно хранятся последовательно в теле прошивки, но образуют собой логическую последовательность, в том смысле, что первая область содержит в себе ссылку на вторую область, вторая на третью и т.д. Помимо этого, каждая последующая область имеет зависимости от предыдущих. Как минимум, контрольная сумма каждой последующей области зависит от контрольных сумм предыдущих областей. Вполне вероятно, что есть и другие зависимости.

Второй важный нюанс, который следует не столько понять, сколько принять - практически любая тюнинговая прошивка (в том числе и из нашего каталога) отличается от заводской в обеих(!) областях калибровок.

В ряде случаев, дополнительная область калибровок (она же [0x80]) может не использоваться, но она всегда присутствует в прошивках для данных систем управления. А в ситуациях, когда она всё-таки используется (заполнена калибровками и ссылками на них), эту область нельзя игнорировать.

Судя по нашим догадкам, дополнительная область калибровок [0x80] используется производителем для заводских докалибровок, замещающих по приоритету калибровки из основной области [0x50]. Либо, быть может, производитель намеренно заложил в прошивку несколько наборов калибровок, для возможности переключения между ними (к примеру через eeprom). Как бы там ни было, на прошивках условного семейства "Bosch EDC16 Kia\Hyundai" мы много раз замечали такую тенденцию, что, к примеру, область [0x50] содержит в себе настройки, очевидно относящиеся к автомобилям с механической КПП. А в области [0x80] эти настройки переопределены под АКПП. Это видно, как по отключенным ошибкам вроде P0830 (по концевику сцепления), так и по другим признакам, вроде идентификаторов, которые дублируются из одной области в другую, но отличаются буквами "A" и "M" (АКПП и МТ).

Разумеется, докалибровка может касаться не только переопределения типа трансмиссии, но и внесения корректировок в любые другие элементы силового агрегата. Очень часто в дополнительной области калибровок переопределены настройки, связанные с "экологией", различными "свитчами", статусами и флагами, а также имеются изменения, связанные с ездовыми характеристиками.

Таким образом, можно сделать вывод, что практически любая тюнинговая прошивка (в том числе и из нашего каталога) отличается от стоковой в обеих областях калибровок. И задача мастера, который прошивает автомобиль - сделать так, чтобы обе области калибровок, в которые были внесены изменения, были записаны в блок управления.

А теперь самый важный нюанс, на котором все спотыкаются и "прикладывают" блоки. Именно на Kia\Hyundai с EDC16, как правило, загрузчики по OBD2 умеют читать\писать только основную область калибровок (ту которая с идентификатором [0x50]), а дополнительную область калибровок [0x80] они НЕ читают (но некоторые загрузчики умеют её записывать).

В итоге, самый распространённый сценарий увала выглядит так:

- Мастер считывает по OBD2 прошивку с автомобиля. Хотя по факту, считывается лишь "обрезок" прошивки, содержащий только основную область калибровок [0x50];

- По идентификаторам в считанном "обрезке" мастер подбирает тюнинг-прошивку;

- А затем, также по OBD2, тем же модулем загрузчика, той же вкладкой, мастер пытается записать тюнинг-прошивку, которая, в свою очередь, уже является полным образом памяти ЭБУ ("фуллом", как говорят в простонародии);

- Как результат, автомобиль перестаёт заводиться =(

В чём причина? А причина в том, что нарушилась целостность структуры прошивки в памяти ЭБУ. Причина в том, что в тюнинг-прошивке изменения были внесены в две области, а записалась только одна, при том, что, напоминаем, на EDC16 каждая последующая область имеет зависимости от предыдущих.

Возможно, какая-то из приведённых нами выше формулировок не совсем точна. Возможно, что в настоящем тексте мы упускаем ещё какой-то важный нюанс. В конце-концов, мы не разработчики загрузчиков или блоков управления. Но совершенно точно мы можем сформулировать проблему: основная проблема увалов на Bosch EDC16 Kia\Hyundai - это нарушение целостности структуры прошивки, в следствии записи "структурно цельного фулла" модулем, который не умеет записывать фулл и записывает только одну из областей калибровок.


Практика

Всё! На этом моменте можно выдохнуть. С муторной теорией всё. Переходим к практике. И разберём два вопроса.

Первый (самый волнующий) вопрос - как поднять уваленный блок?

С этим проблем быть не должно. Блок возвращается в нормальную работу после записи в него ранее считанной по OBD2 прошивки (точнее, её обрезка). Не нужно ничего снимать, разбирать, вскрывать, клеить дампы и т.д. Приложенный по OBD2 блок также оживляется по OBD2. По крайней мере, иного мы не встречали.

И, второй вопрос - как лучше работать (каким оборудованием, каким способом) с Bosch EDC16 Kia\Hyundai?

Лично от себя, мы советуем работать с этими блоками, либо в сервисных режимах (BDM\BSM), либо использовать загрузчики, которые умеют записывать по OBD2 не только основную, но и дополнительную область калибровок.

Само собой, сервисные режимы BDM и BSM (Bootloader\Bosch Service Mode) являются наилучшими вариантами, так как позволяют получить фуллфлеш-бэкап памяти блока. Это гарантированный вариант выхода из любой ситуации, или, по крайней мере, возможность вернуть всё как было, в любой момент времени.

Но если снимать блок с автомобиля не хочется, можно выполнить запись прошивки и через OBD2. С этой задачей прекрасно справляется, к примеру, PCM Flash. Однако учитывайте всю информацию, которую прочитали выше, а также особенности работы PCM Flash. А именно:

1. Через PCM Flash по OBD2 можно считать только кусочек прошивки (область [0x50]). Делается это модулем 34 и вкладкой "K-Line Calibration".

2. По считанному кусочку можно попытаться идентифицировать прошивку, дабы подобрать модифицированную версию. Но считанного кусочка может не хватить, чтобы собрать на базе него egr_off. Да и нормальный stage1, есть вероятность, что сделать не получится, так как часть важных лимитеров может оказаться в дополнительной области калибровок, а она не считывается по OBD2. Да, иногда (для некоторых заводских версий ПО) дополнительная область калибровок [0x80] оказывается вообще пустой. Но это, скорее, исключение из правил, чем распространённая практика. В большинстве случае, тюны и отключение экологии для Bosch EDC16 Kia\Hyundai, собираются на базе фуллов, считанных по BDM или BSM.

3. Соответственно, когда вы найдёте модифицированную версию прошивки (к примеру, в нашем каталоге), учитывайте, что, практически наверняка, это будет "фулл", содержащий изменения в обеих областях калибровок. Поэтому записывать его вкладкой "K-Line Calibration" НЕЛЬЗЯ(!), иначе вы испортите целостность структуры прошивки. Для записи необходимо использовать соседнюю вкладку 34-го модуля PCM Flash, не имеющую чтения, но позволяющую записывать фулл.

Учитывайте также, что идентификаторы прошивки могут быть переопределены в дополнительной области калибровок. То есть актуальные идентификаторы прошивки могут содержаться в области [0x80], которая, напоминаем в тысячный раз, не считывается через PCM Flash по OBD2. Это несёт определённые риски при подборе прошивки. И речь идёт про вообще, про в принципе, а не только про работу с нашим каталогом и выбором прошивки у нас в каталоге. Да, прошивку можно подобрать, ориентируясь только на номер проекта Bosch и артикульный номер ЭБУ, взятые из области [0x50], либо из идентификационной информации от загрузчика или сканера. Да, многие мастера (и даже калибровщики) так и делают. Это вполне рабочий вариант, при котором вероятность того, что что-то пойдёт не так довольно мала. И всё же она не нулевая. Были реальные случаи (судя по комментариям столкнувшихся с проблемой "счастливчиков"), когда, к примеру, после записи тюнинг-прошивки появлялась ошибка P1586, при этом моргала спираль на приборной панели, а автомобиль не заводился, либо заводился и не ехал. Может быть эти самые "счастливчики" сами где-то накосячили и ошиблись в буквах\цифрах идентификационных данных, а возможно они и не ошибались, просто актуальные идентификаторы хранились в области [0x80].

Правило хорошего тона гласит, что подбор прошивки должен осуществляться строго на базе полного совпадения всех идентификаторов, а не на основе принципа "пиши не ссы". Правило хорошего тона гласит, что перед записью прошивки её следует проверить в HEX-редакторе (убедиться, что записываемый дамп имеет ту же самую структуру, что и считанный). Это ещё одна причина, по которой мы рекомендуем работать с блоком именно через сервисные режимы BDM или BSM. Считав "фулл", подобрать тюнинг-прошивку (и сверить её структуру с вычитанным стоком) можно будет прямо через наш сайт, используя соответствующую утилиту идентификации.

Пожалуй, на этом всё. Информации и так получилось много. Кому-то она может показаться сложной или сумбурной. Но мы свято верим, что такая информация полезна для мастеров. Её понимание повышает опытность мастера. А опыт, как говорится, дороже денег.

Перейти к списку статей
Поделиться

Обсуждение

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете, что соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и Политики Конфиденциальности.