Top.Mail.Ru

Почему сфера чип-тюнинга является такой «закрытой» и почему в ней не принято делиться знаниями

Чип-тюнинг является не только одним из самых сложных направлений в обслуживании автомобилей, но и одним из наиболее «закрытых». В этой области не принято делиться знаниями, взаимопомощь редко приветствуется, а любые наработки защищаются и коммерциализируются. В чип-тюнинге распространены закрытые чаты и форумы «только для своих», куда не пускают новых участников, дабы «не раскрывать секреты профессии и не плодить демпинг».

Почему так? Почему чип-тюнинг остается столь «закрытым» направлением? Откуда пошло нежелание делиться знаниями? Попробуем поразмышлять на эту тему.

Начнем сдалека. Начнем с таких размышлений, что даже производители блоков управления никогда не публикуют в открытом доступе принципы работы своих блоков и записанных в них прошивок.

Разумеется, у любой прошивки есть исходный нескомплированный вид. Разумеется, работа любой прошивки, скорее всего, где-то задокументирована, вплоть до описания чуть ли не каждой отдельной калибровки. Но все вышеперечисленное доступно лишь для служебного пользования. То есть нигде не публикуется и не доступно широким массам пользователей. Да, какие-то отдельные утечки имеют место быть. Но львиная доля информации остаётся конфиденциальной.

Наряду с этим, существует рынок услуг по обслуживанию автомобилей, который требует бюджетных решений для достижения ряда задач, достичь которых, действительно бюджетным способом, возможно только путем чип-тюнинга (путем внесения правок в калибровки прошивки ЭБУ). Наиболее частыми из таких задач являются программное изменение ездовых характеристик (увеличение мощности), а также отключение систем снижения токсичности (катализаторы, сажевые фильтры, системы ЕГР и т.д.).

Получается эдакое противостояние, где с одной стороны стоит «чип-тюнинг сообщество» – калибровщики, разработчики программ-загрузчиков, мастера в автосервисных станциях, и прочие-прочие специалисты, заинтересованные в собственном заработке, путем закрытия потребностей рынка. С другой же стороны стоят производители блоков управления, которые всячески стараются усложнить доступ к прошивке ЭБУ и её перенастройке.

Справедливо будет заметить, что выполнение перенастроек, о которых идет речь, не является чем-то таким, что являлось бы нарушением законодательства или авторских прав. Это не взлом, не написание вредоносного кода, не копирование интеллектуальной собственности. Даже несанкционированной модификацией это назвать не получится, так как перенастройки происходят только в калибровках – то есть в тех областях, которые предусмотрены производителем, как доступные к редактированию. Тут правильней выразиться следующим образом: производители закладывают возможность редактирования (донастройки) заводских прошивок в области калибровок, но не заинтересованы в том, чтобы подобными донастройками мог заниматься вообще кто угодно. Это одна из причин, по которым они постоянно усложняют доступ к памяти ЭБУ, придумывают различные способы защиты от тюнинга, а также нигде и никогда не публикуют для широкой аудитории принципы работы своих прошивок, назначение используемых в них калибровок и т.д.

А теперь главный вопрос - насколько тяжело в условиях полного отсутствия информации, да ещё и постоянного возрастания сложности, создавать какой-либо инструментарий для выполнения чип-тюнинга (готовые тюнинг-прошивки, вспомогательные программы, и прочие инструменты)?

Правильный ответ - невероятно тяжело!

Давайте, для начала, рассмотрим проблематику чтения\записи прошивки. Само собой, производитель блока управления закладывает в свой блок различные сервисные режимы, в том числе, и для возможности читать\писать заводские прошивки дилерским оборудованием. Но как найти этот сервисный режим? И как получить к нему доступ, чтобы была возможность читать\писать прошивки не только дилерским оборудованием? И чтобы не только заводские прошивки в специфическом формате, а любой двоичный *.bin? А как обойти различные защиты от тюнинга? И как соблюсти условия поддержания целостности прошивки ЭБУ, при внесении каких-либо изменений в область калибровок? Имеются ввиду такие вещи как, к примеру, контрольная сумма (КС), которую нужно пересчитать по строго определенным правилам. Как вообще выглядит алгоритм пересчета КС для конкретной прошивки?

Разгадыванием подобных задач занимаются разработчики программ-загрузчиков (флешеров) для чип-тюнинга. Очевидно, что за свои решения (за свои программы и модули к ним) они просят энную сумму денег, эквивалентную затраченным усилиям. И, очевидно, никто из них никогда не станет раскрывать секретов реализации найденных решений.

Более того, авторы программ-загрузчиков для чип-тюнинга защищают свои разработки от взлома и копирования гораздо сильнее, нежели это делается в отношении каких-либо других компьютерных программ. На момент написания данных строк мы не знаем ни одного загрузчика, который запускался и работал бы без использования usb-ключа или какого-то собственного адаптера. Некоторые загрузчики (к примеру, Combiloader), даже используют для защиты, одновременно, и адаптер, и usb-ключ.

Не меньше сложностей в поиске решений возникает и у других специалистов сферы чип-тюнинга. В частности, у калибровщиков.

Большинство результатов, в прямом смысле, добывается ими потом и кровью опытным путем, путем проб и ошибок, путем многочисленных тестов, за которыми стоят десятки потраченных часов рабочего времени.

Даже если какие-то официальные документации о работе конкретного ЭБУ или конкретной заводской версии ПО (прошивки) все-таки утекают в сеть (обычно это различные A2L-описания, листинги функций «Funktionsrahmen», «Function sheet» и т.д.), то изучение таких документов, с целью что-то оттуда подчерпнуть – задача крайне нетривиальная. И не столько с технической точки зрения, как с точки зрения того, что эти документы редко удаётся найти хотя бы на английском языке, да ещё и на нужную версию ПО.

Для решения некоторых задач (обычно связанных с отключением систем снижения токсичности), вовсе, приходится применять методики обратной разработки (реверс-инжиниринг). В частности, дизассемблирование, что есть одно из самых сложных направлений инженерии, если так можно выразиться.

Многие новые решения, которых ещё нет на рынке, создаются именно так. Да, через какое-то время любое уникальное решение будет скопировано кем-то из других калибровщиков. Ещё через какое-то время оно окончательно перестанет быть уникальным, а повторить его сможет почти любой калибровщик за 10 минут времени. Скорее всего, это решение будет также реализовано в многочисленных программах-редакторах. С сим явлением сложно что-то поделать. Но суть от этого не меняется – поиск\сборка любого нового решения, которого ещё нет на рынке, отнимает много времени и сил.

И, да, заметьте, мы даже не заикнулись о том, что любое найденное решение нужно еще тестировать. Это отдельная статья затрат. Причем не только временных, ведь для тестов нужны реальные машины, а также лояльные владельцы этих машин, готовые принимать участие в тестировании, и готовые предоставить свой автомобиль для экспериментов.

Итого, осознавая ценность потраченного времени на поиск\сборку решения, никто из калибровщиков, находясь в здравом уме и светлой памяти, не станет делиться этим решением дешево, и, тем более, комментировать нюансы его реализации. По крайней мере, если это решение было найдено полностью самостоятельно.

Не просто так, в последнее время, все больше и больше распространяется подход шифрования файлов с прошивками, с привязкой к серийному номеру загрузчика. Как правило, это делается не столько с точки зрения защиты от того, что один мастер может поделиться прошивкой с другим мастером, а с точки зрения защиты от ситуаций, что прошивка может быть выложена в общий доступ на каком-нибудь форуме. И, как следствие, другие калибровщики увидят решение, и смогут его скопировать.

Подведем краткий итог. В тексте выше мы упомянули разработчиков программ для чтения\записи прошивок, а также упомянули калибровщиков прошивок. И, как нам кажется, достаточно подробно изложили суть того явления, почему эти специалисты сферы чип-тюнинга не любят делиться своими знаниями, позиционируя это как коммерческую тайну.

А что по поводу обычных мастеров? Тех самых мастеров, кто работает на сервисных станциях, кто, непосредственно, работает с автолюбителями и их машинами, записывая уже готовые (кем-то откалиброванные) прошивки, при помощи уже готовых (кем-то созданных) программ-загрузчиков.

В целом и общем, обычные мастера чуть более отзывчивы на помощь. Среди участников этой условной группы не чужды обмен опытом и знаниями, дабы помочь друг другу решать какие-то сложные задачи или учиться чему-то новому.

Как показывает практика, рядовому мастеру, при правильном формулировании вопроса, не составляет большой сложности получить от коллег определённую помощь. К примеру, информацию о том, где на конкретном автомобиле расположен блок управления, по какой распиновке к нему возможно подключиться «на столе», какие еще действия необходимы, чтобы прошивка записалась, а машина после записи прошивки завелась, и т.д.

Само собой, это куда менее уникальная информация, чем у калибровщиков и разработчиков загрузчиков. Назвать подобную информацию коммерческой тайной язык не поворачивается. Тем не менее, это все равно опыт. Тот опыт, который отнимает время и силы, дабы его достичь.

Можно даже проследить закономерность, что чем больше лет опыта у мастера, тем сильнее у него формируется такая позиция, что любое публичное, да еще и бесплатное, распространение узкоспециализированной информации является дурным тоном, мол «незачем плодить конкуренцию и демпинг».

Окей. А что по поводу нашего мнения? Считаем ли мы вышеописанные тенденции правильными? Согласны ли мы с тем, что информацию нужно защищать даже от коллег? Особенно среди рядовых мастеров, кто, непосредственно, работает с машинами и клиентами.

Отчасти, да. Не абсолютно всё, но доля вышесказанного имеет смысл.

С одной стороны, в сфере чип-тюнинга развелось слишком много «профессионалов» (в кавычках), которые считают себя супер-специалистами, хотя таковыми не являются. Да, возможно некоторые из них уже 10-20 лет занимаются диагностикой и чип-тюнингом. Но что толку, если эти самые «профи» никак не развиваются профессионально, и не обладают никаким уникальным опытом и знаниями. И совсем не понятно, какие знания (и от кого) они пытаются защищать.

С другой стороны, в сферу чип-тюнинга каждый день приходят новые «специалисты» (опять же, в кавычках), желающие сорвать лёгкий куш на прибыльной профессии. Мало того, что они не обладают необходимыми техническими навыками для работы в этой области, так ведь они портят мнение общественности об этой области, так как, уж извиняйте за просторечие и прямоту, «творят какую-то дичь». К примеру, предлагают услуги по «бесплатному» удалению катализаторов, записывая затем на автомобили клиентов кривые прошивки из складчин.

Большинство подобных «спецов» ещё вчера были строителями, таксистами, плотниками, бухгалтерами и т.д. А сегодня они научились втыкать J2534-адаптер в колодку OBD2, а также нажимать кнопки в окне загрузчика, и сразу же начали предлагать владельцам авто свои услуги. Мы не имеем ничего против вышеуказанных профессий, ровно как не имеем ничего против здравого энтузиазма и желания научиться чему-то новому. Но в нашем понимании любой специалист по чип-тюнингу должен хорошо разбираться в работе электронной системы управления двигателем (ЭСУД), а также обладать соответствующими знаниями и навыками в диагностике и ремонте ЭСУД. Страшно даже пробовать посчитать, сколько людей, занимающихся чип-тюнингом, этими навыками не обладают. Более того, многие из таких «специалистов» даже не пытаются самостоятельно искать и изучать информацию (они тупо клянчат помощь на форумах), ровно как не пытаются привнести в сферу чип-тюнинга какие-то новые знания и опыт. Кто же из толковых мастеров захочет делиться с ними своими знаниями?

Как говорится, вот вам и ещё одна точка зрения, почему чип-тюнинг остается столь «закрытым» направлением, почему в нём сформировалась своеобразная этика «неразглашения знаний», и почему люди занимающиеся чип-тюнингом на профессиональном уровне, неохотно готовы помогать своим коллегам.


Остался самый последний вопрос, который следует обсудить – к чему все эти размышления? Зачем мы написали эту статью? Какой смысловой посыл она несет?

В первую очередь, нам нравится размышлять про чип-тюнинг, анализировать этот рынок и процессы, которые в нем происходят. Не всё же время только прошивки крутить =)

Также, мы хотели донести до читателей такую мысль, что люди в сфере чип-тюнига, не такие уж злые и жадные, как это приписывают. Просто сама область и условия работы в ней располагают к соответствующим оценкам.

И ещё один вывод из вышесказанного. Скорее даже не вывод, а совет: Взаимодействуя с коллегами, либо с техподдержкой калибровщика, либо с техподдержкой загрузчика, либо с кем-то ещё из профессиональной среды чип-тюнинга, уважайте интересы этих людей. Правильно задавайте свои вопросы. Не задавайте лишних (или глупых) вопросов. Не запрашивайте информацию, которая, очевидно, является коммерческой тайной. Не просите помощи, если даже не пробовали разобраться с вопросом самостоятельно и не приложили необходимый минимум усилий. В противном случае вас могут принять за очередного «шиночипа», делиться знаниями с которыми для многих считается зазорным.

Перейти к списку статей
Поделиться

Обсуждение

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете, что соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и Политики Конфиденциальности.