После хорошего отклика другой нашей статьи, в которой мы рассказывали, с какими машинами лучше не работать, мы решили раскрыть эту тему еще глубже и абстрагироваться от конкретных марок\моделей автомобилей, переключившись, непосредственно, на конкретные заказы и конкретных клиентов, от которых лучше отказываться.
Если пропустили нашу предыдущую статью, то держите ссылку. Если уже читали, то ссылку можно не открывать и сразу двигаться дальше.
И еще нюанс. Статья носит строго субъективный характер и является лишь нашим личным мнением, основанным на личном опыте. На 100% правоту не претендуем. Ведь у каждого мастера свои подходы к работе.
Итак, от каких клиентов (заказов) мы рекомендуем отказываться:
1. Клиент хочет экономию топлива. Ни в коем случае не стоит подписываться под такую авантюру, ведь снижение расхода топлива после чип-тюнинга - это, либо смена стиля езды владельцем авто, либо «эффект плацебо», либо недоработки в заводской прошивке, что встречается крайне редко. Единственное исключение из правил, где расход можно гарантированно снизить – это турбодизеля с сажевым фильтром в комплектации. В момент регенерации сажевого фильтра идет повышенный расход солярки. Если физически удалить «сажевик» и отключить срабатывание регенерации в прошивке ЭБУ, это даст гарантированный результат. Во всех остальных случаях не должно быть никаких гарантий. Ведь нужно понимать, что экономия топлива практически не зависит от чип-тюнинга.
Если вы пообещаете клиенту снижение расхода, но этого не произойдет, то этот клиент вас заколебет и отнимет уйму драгоценного времени. И, скорее всего, в конечном итоге придется вернуть сток-прошивку. Стоит ли рисковать, заранее осознавая риски? Подробнее на тему расхода после чип-тюнинга читайте в другой нашей статье:
2. Клиент не понимает услугу. По сути, данный пункт является более общим вариантом предыдущего пункта (про расход топлива). Если человек не понимает (или неправильно понимает) суть услуги чип-тюнинга, а также ждет нереальных результатов, то лучше отказаться от такого заказа. Перед выполнением работ всегда уточняйте - что именно владелец автомобиля планирует добиться, выполнив чип-тюнинг на своем авто. Если ответом будет «хочу, чтобы ехала лучше» или «чтобы педаль газа стала отзывчивей», то можно взяться за такой заказ. А если же вы услышите что-то в стиле «хочу, чтобы машина никогда не ломалась», «чтобы ресурс двигателя увеличился», «чтобы ехала как Феррари», то отказывайтесь от таких сомнительных предложений.
3. Клиенты просят сделать по-ихнему. Очень коварная уловка - идти на поводу клиента. Иногда клиенты просят сделать какую-то ерунду. В стиле: отключить первую лямбду на автомобиле, где категорически нельзя отключать лямбда-регулировании. Или, записать прошивку, которую они сами откуда-то достали и принесли вам на флешке. В отличие от предыдущих пунктов, технически это можно сделать. И всё же, ни в коем случае не стоит под такое подписываться, даже если есть большой соблазн заработать. Подобные заказы всегда доставляют больше проблем чем прибыли. Только вы, но никак не клиент, должны руководить всеми процессами выполнения работ и принимать решения. Всё что должен сделать клиент - привезти машину, объяснить задачу (и она должна быть адекватной), заплатить вам за вашу работу.
4. Клиент торгуется. Вам решать - работать ли с таким клиентом, который пытается сторговаться или предлагает сделать подешевле. Мы считаем, что не стоит. Лучше сразу отправьте такого клиента к какому-нибудь мастеру из вашего региона, кто делает максимально дешево, пусть даже из «говна и палок» (извиняйте за выражение), зато дешево. В выигрыше останутся все: клиент который любит подешевле, тот мастер, и даже вы останетесь в выигрыше. Практика показывает, что некоторым клиентам важна только цена и ничего кроме нее. Та же практика показывает, что это самые проблемные клиенты, которые могут лишь отнимать время. Нормальные платежеспособные клиенты ценят качество и не задают глупых вопросов, так как уважают свое и ваше время.
5. Машина работает плохо (двигатель «троит», не едет и т.п.). Это еще одна категория заказов, за которые не стоит браться. Для выполнения перепрошивки двигатель автомобиля должен работать полностью исправно. Комментарии в данном случае излишни. Единственное исключение из правил - если неисправность связана с системами снижения токсичности (забитый «сажевик», заклинивший ЕГР и т.п.) - только в этом случае можно взяться за работу и отключить неисправную систему физически и программно. Во всех остальных случаях, замена прошивки может только усугубить ситуацию.
На этом, пожалуй, всё. Мы перечислили пять самых распространенных типов заказов, за которые лучше не браться. Более изощренные случаи возможны. Но они, скорее всего, будут производными от вышеуказанных ситуаций.