Что такое сажевый фильтр (DPF - diesel particular filter), как он устроен, зачем его убирают - такие вопросы мастерам по чип-тюнингу задают чуть ли не каждый день помногу раз. Мы решили раскрыть тему как можно подробнее и написали эту статью.
Итак, сажевый фильтр (FAP/DPF) – это часть выхлопной системы автомобиля с дизельным двигателем. Задача сажевого фильтра – снижение выброса в атмосферу сажи, образовавшейся в результате неполного сгорания дизельного топлива. Сажевые фильтры устанавливаются на дизельные авто с нормами экологичности Евро-4 и выше.
Многие задаются вопросом – как работает сажевый фильтр. Попробуем объяснить, что называется, в двух словах. Сам фильтр представляет собой керамическую матрицу ячеистой структуры, состоящую из каналов малого сечения. Визуально это напоминает соты. На стенках этих сот как раз и оседают (фильтруются) недогоревшие частицы дизельного топлива. В определенный момент скопившиеся на сотах частицы сажи начинают создавать препятствие для выхода отработавших газов, что приводит к снижению мощности двигателя. Поэтому периодически требуется удаление этих частиц с поверхности фильтра. Данный процесс удаления частиц сажи называется регенерацией.
Регенерация происходит только при достижении необходимой температуры (как правило порядка 600 градусов). Однако добиться такой температуры на небольших нагрузках (к примеру движение по городу в пробках) не удается. Поэтому инженеры придумали альтернативный способ регенерации - активная (принудительная) регенерация, которая активируется через «мозги двигателя» (ЭБУ), на основе показаний датчиков (датчиков температуры сажевого фильтра и датчика дифференциального давления).
При проведении активной (принудительной) регенерации, ЭБУ двигателя зажигает иконку «глушитель» на приборной панели, увеличивает количество подаваемого топлива, изменяет угол опережения зажигания и меняет положение клапана EGR. Очевидно, что в этот момент происходит повышенный расход топлива.
Пока что все сказанное звучит достаточно складно и разумно. Так в чем проблема? Почему от сажевых фильтров предпочитают избавляться? Тут все очень просто – причины две. Во-первых, сажевые фильтры частенько выходят из строя (важное примечание - на нашей "солярке"). Во-вторых, стоимость сажевого фильтра может ударить по карману владельца авто (на большинстве авто ценник начинается от 100.000 рублей).
К основным причинам выхода сажевого фильтра из строя можно отнести: Топливо плохого качества; Неисправности в работе двигателя; Нарушение целостности выхлопа или неверные показания с датчиков (в этом случае активная регенерация может не включаться в нужный момент); Частые и непродолжительные поездки по городу (в этом случае сажевый фильтр попросту не разогревается до нужных температур); Прерывание активной регенерации (когда машину глушат, не дожидаясь завершения принудительной регенерации). Из вышесказанного вырисовывается третья причина того, почему от сажевых фильтров предпочитают избавляться – за ними очень сложно следить (чтобы они не вышли из строя раньше времени).
Следующий вопрос – а как понять, что сажевый фильтр вышел из строя? Симптомов на самом деле много. И на разных автомобилях поломка проявляется по-разному. И все же, возможные симптомы выхода из строя сажевого фильтра такие: потеря мощности двигателя, частая активная регенерация, увеличенный расхода топлива, плавающие обороты холостого хода, нестандартный (шипящий) звук при работе двигателя, индикатор ошибки на приборной панели и т.д.
В любом случае, даже если вы заметили один или несколько вышеописанных симптомов, сразу же бежать и удалять сажевый фильтр не стоит. Сперва, следует проконсультироваться со специалистами. Вердикт о состоянии "сажевика" и необходимости его удаления (или замены) должен вынести мастер-диагност.