Мы собрали в одну статью ответы на самые популярные вопросы, связанные с катализаторами и их удалением.
1.Вопрос: Что такое катализатор?
Ответ: Катализатор - это часть выхлопной системы, служащая для повышения экологичности автомобиля. Говоря простыми словами, пусть и с некоторыми неточностями, катализатор это такая «банка», внутри которой «догорает» (доокисляется) топливо, которое не полностью сгорело внутри двигателя.
2. Вопрос: Почему катализаторы удаляют?
Ответ: Потому что они разваливаются, а замена катализатора на новый стоит очень дорого (на иномарках стоимость нового катализатора составляет порядка 50-150 тыс.рублей)
3. Вопрос: Как долго "живет" катализатор?
Ответ: Как повезет! Серьезно, тут четкого ответа дать не получится. Срок жизни катализатора зависит от очень многих факторов, среди которых можно выделить: условия эксплуатации, качество топлива, езда с неисправностями (масложор, пропуски воспламенения и т.д.), а также марка\модель автомобиля. На некоторых автомобилях катализаторы считаются "живучими", а на некоторых моделях корейских авто, судя по отзывам владельцев авто, наоборот, крошатся уже к 50 тыс.км. пробега.
4. Вопрос: От чего обычно разваливаются катализаторы?
Ответ: Развернутое пояснение дано в предыдущем ответе. Самые частые причины выхода катализатора из строя - езда с неисправностями, плохой бензин (иногда достаточно одной неудачной заправки), а также "заводская предрасположенность" (на некоторых автомобилях катализаторы сами по себе крайне ненадежны).
5. Вопрос: Если катализатор развалился, то как лучше поступить - удалить катализатор насовсем или поставить новый?
Ответ: Тут решать вам - владельцу автомобиля. Оба варианта являются рабочими. Второй вариант очень дорогой, но заводской. Первый вариант (удалить катализатор) гораздо дешевле, но ведет за собой некоторое снижение экологичности автомобиля.
6. Вопрос: Что будет, если катализатор развалится, а я его не удалю или не поменяю на новый? (чем опасен "уставший" катализатор)
Ответ: Если коллекторный катализатор начнет разваливаться и осыпаться, то в цилиндры двигателя может засосать частицы катализатора. Это приведет к задирам на стенках цилиндров, и, как следствие, к капитальному ремонту двигателя. Более того, на машинах, где катализатор находится под днищем автомобиля имеется риск возникновения пожара (если катализатор разогреется до максимальных температур, а машина, к примеру, встанет на сухом поле). И, наконец, если изношенный катализатор сильно разогреется, а потом остынет – его керамические внутренности могут расплавиться (превратившись в цельную пробку, вообще не пропускающую газы) и машину будет уже не завести. Представьте если это произойдет где-нибудь за городом или в дальней поездке.
7. Вопрос: Как понять, что на машине проблемы с катализатором?
Ответ: Если катализатор начинает забиваться и плохо пропускать выхлопные газы, то появляются характерные симптомы: машина тянет хуже чем раньше, двигатель не развивает обороты свыше определенного порога. При всем этом, как правило, двигатель не "троит". У водителя появляются ощущения, как-будто что-то удерживает автомобиль. В некоторых случаях загорается ошибка по катализатору; В любом случае, точный вердикт должен быть поставлен на грамотной диагностике. На некоторых автомобилях катализатор, как правило, не забивается, а крошится. Эта ситуация опасна тем, что характерные симптомы появляются лишь в самом конце, когда половина катализатора уже превратилась в керамическую крошку.
8. Вопрос: Как правильно удалить катализатор?
Ответ: Удалить его физически, заменив на пламегаситель. После чего, прошить ЭБУ двигателя на евро-2 (отключить контроль катализатора в "мозгах" двигателя).
9. Вопрос: Сколько стоит удаление катализатора?
Ответ: Всё зависит от сервиса и от мастера, выполняющего работы. Рекомендуемая стоимость удаления катализатора (включая запчасти, но исключая прошивку) - 5000р\шт.
10. Вопрос: Почему нельзя просто поставить прямую трубу вместо катализатора (зачем нужен пламегаситель)?
Ответ: Поставить просто прямую трубу можно. Но! В этом случае увеличится скорость потока выхлопных газов. Последствие - посторонний шум из выпускной системы. Особенно часто начинает шуметь резонатор или глушитель, которые раньше не "бренчали", ведь нагрузка на них увеличивается. Если вы не хотите, чтобы при нажатии на педаль газа, все вокруг шарахались от звука вашего автомобиля, то пламегаситель ставить нужно.
11. Вопрос: Зачем нужна перепрошивка при удалении катализатора? Что если удалить катализатор, но не делать прошивку?
Ответ: Перепрошивка нужна для правильной работы автомобиля без катализатора. Если физически убрать катализатор, но не прошивать автомобиль, загорится индикатор Check Engine и ошибка P0420 (либо P0422, P0430 или какая-то из смежных) в памяти ЭБУ. При ее срабатывании, большинство автомобилей начинает работать по "аварийным" калибровкам (с повышенным расходом и заниженной мощностью).
12. Вопрос: Что лучше: прошивка на евро-2 при удалении катализатора или установка обманки?
Ответ: Мы считаем вариант с обманкой ненадежным решением. Дешевым, но крайне ненадежным. Во-первых, потому-что с обманкой ошибки по катализатору, все равно, иногда загораются. Во-вторых, обманка не исключает из работы двигателя задний лямбда-зонд, контролирующий состояние катализатора (если датчик выйдет из строя - опять же загорится ошибка). Лучше всегда делать именно программное отключение мониторинга катализатора (прошивку на евро-2). Это сложнее, дороже, зато надежно.
13. Вопрос: Что может пойти не так при удалении катализатора?
Ответ: На самом деле, работы по удалению катализатора достаточно предсказуемы. В отличие от многих других ремонтов на автомобиле, тут мало что может пойти не так. Из подводных камней можно выделить не откручивающиеся гайки и прикипевшие лямбда-зонды. Первое легко устранимо с помощью болгарки. А второе случается крайне редко.
14. Вопрос: Что может потребоваться из запчастей при удалении катализатора?
Ответ: Пламегаситель потребуется гарантированно. Иногда могут потребоваться прокладки, фланцевые соединения и некоторые другие компоненты.
15. Вопрос: А пройду ли я техосмотр без катализатора?
Ответ: В любом случае, владелец автомобиля должен осознавать риски, связанные с прохождением техосмотра в будущем. Ведь автомобиль уже не будет соответствовать нормам токсичности, указанным в ПТС. Хотя, как правило (судя по отзывам владельцев "безкатализаторных" авто), проблем не возникает.
16. Вопрос: Увеличится ли мощность после удаления катализатора?
Ответ: Да. Даже если катализатор полностью исправен, то после его удаления мощность увеличивается. Однако стоит учитывать, что это считанные проценты (на уровне погрешности), которые невозможно почувствовать "пятой точкой". Если же катализатор забит, то мощность увеличится значительно, ведь забитый катализатор не дает выхода выхлопным газам.
17. Вопрос: Разваливаются ли катализаторы на дизельных автомобилях?
Ответ: Нет! Проблемами с катализаторами страдают только бензиновые авто. На дизелях слабое место - сажевый фильтр. А вот катализаторы там почти никогда не разваливаются (окей, иногда конечно разваливаются, но вероятность призрачная).
18. Вопрос: Так всё-таки, нужно удалять катализатор, как это советуют во многих местах или лучше пусть он стоит на автомобиле?
Ответ: Мы считаем, что не нужно удалять катализаторы, если нет никаких предпосылок для этого! Если нет никаких ошибок по работе катализатора, если двигатель тянет, диагностика не подтвердила проблемы с катализатором и ваш авто не страдает проблемой преждевременного разрушения катализаторов (они не крошатся, не разваливаются на малых пробегах), то удалять катализаторы не нужно! Это наше субъективное мнение, а не правда в первой инстанции. Кто-то придерживается другого мнения, и оно имеет право на жизнь, если будет грамотно аргументированно.