Что нужно, чтобы прошить машину за час, по нажатию кнопки ноутбука. Или «чип-тюнинг по полочкам»

Многим владельцам авто кажется, что чип-тюнинг это просто загрузка новой прошивки в «мозги» двигателя, которая выполняется за полчаса-час. Мол, есть какая-то волшебная кнопочка, которую нужно нажать и машина тут же поедет гораздо лучше.

Для владельца машины, приехавшего на чип-тюнинг в сервис, это выглядит именно так. Более того, даже многие мастера своим клиентам уверенно заявляют:

«Готовая прошивка на ваш автомобиль есть в наличии. Протестированная, обкатанная, от известного разработчика. Так что работа будет сделана быстро. Около 1 часа. Машину оставлять не придется - все сделаем при вас.»

Однако, если копнуть глубже, то чип-тюнинг это целый процесс, в котором участвует множество инженеров различных специальностей — микроэлектронщики, программисты, реверс-инженеры, калибровщики и т.д.

Чтобы новая прошивка оказывалась в «мозгах» двигателя по нажатию кнопки ноутбука, и чтобы это действительно происходило за полчаса-час, специалисты тратят тысячи часов своего времени, разрабатывая инструменты (программы, оборудование, прошивки) для чип-тюнинга. Все вместе это и есть чип-тюнинг — сложный интеллектуальный процесс, который условно можно разделить на несколько этапов.

В этой статье мы решили приоткрыть занавес и немного рассказать про эти этапы. Показать, как все устроено внутри этой кухни.

ВНИМАНИЕ! В тексте много сложных технических терминов.

1) Во-первых, прошивка сама себя не запишет и не считает. Поэтому, в самом начале, нужно научиться читать\писать прошивку (Flash-память) на конкретном типе ЭБУ на конкретном автомобиле. А потом создать инструменты (программу и прибор), которые будут это выполнять автоматически за несколько минут. Но создать такие инструменты не так то просто. Если говорить вкратце, то потребуется детально изучить и реализовать обмен данными по конкретному протоколу, научиться обходить заводские системы защиты при записи (посчитать пароль, цифровую подпись, контрольные суммы), и множество других технических сложностей.

2) Как только ЭБУ поддался на чтение\запись памяти, у специалистов появляется заводская прошивка, считанная с этого ЭБУ. Вот только проку от нее пока никакого. Нам ведь требуется записывать модифицированные прошивки, а не заводскую. Поэтому следующий (второй) этап - создание программы-редактора, в которой заводскую прошивку можно будет модифицировать под свои требования.

Как это делается, как создается такой редактор? Эти технические дебри уже относятся к области реверс-инжиниринга. Специалисты дизассемблируют («разбирают») заводскую прошивку, находя в ней все вызовы функций, все калибровочные таблицы, ответственные за работу двигателя. Результатом этой колоссальной по сложности и объемам работы становится программа-редактор, позволяющая редактировать (калибровать) прошивки. Но, опять же, не на все автомобили, а только на конкретную модель, с конкретным ЭБУ, с конкретной версией прошивки внутри.

Справедливости ради, следует заметить, что данная информация о создании программ-редакторов, несколько поверхностна. На деле все гораздо сложнее и запутаннее. Существуют иные подходы к созданию программ редакторов, да и к калибровке (редактированию прошивок) в целом, существуют заводские описания прошивок (так называемые A2L файлы), существуют программы-визуализаторы калибровочных таблиц, и т.д. Тем не менее, чтобы сформировать в голове правильную картину процесса, этой информации должно хватить.

3) Как только на свет появляются программы для чтения\записи прошивок в ЭБУ, а также программы для редактирования этих прошивок, подключается третий этап. На третьем этапе специалисты-калибровщики уже создают тюнинг-прошивку, редактируя заводские калибровки (УОЗ, топливоподача, работа электронного дросселя, моментальная модель, наддув и многие-многие другие). Задача не просто подкрутить десяток-другой калибровочных таблиц, а настроить двигатель так, чтобы эффективность его работы была наилучшей, во всем диапазоне оборотов, учитывая нюансы конкретной системы управления двигателем. После чего требуется еще обкатать эту прошивку на реальных автомобилях и довести ее до идеала. По возможности, сделать замер на диностенде, дабы знать точный прирост по характеристикам.

4) Логическим завершением всех этих трудов становится четвертый (самый простой) этап — установка модифицированной программы на автомобиль клиента. По времени он занимает, как правило, не более 1 часа.

Все вышеперечисленное это и есть чип-тюнинг — технически сложный и кропотливый процесс, в котором завязано много узких специалистов с огромным опытом. Хорошее оборудование и программы для чип-тюнинга стоят очень дорого, хорошие прошивки стоят еще дороже! Отсюда и формируется ценник, который кажется высоким, якобы за 1 час работы. Владелец автомобиля видит своими глазами только последний этап, и думает, что именно за него он платит, к примеру, 7900 рублей. Однако, это совсем не так, ведь подавляющая часть суммы уходит специалистам предыдущих этапов, создавшим оборудование и прошивку.

Вернуться к списку статей
Поделиться

Обсуждение

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете, что соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и Политики Конфиденциальности.