Данный заголовок можно перефразировать так: Чего можно добиться редактированием прошивки двигателя? Что можно улучшить, что можно исправить, что можно отключить и т.д? В этой статье мы перечислили самые основные возможности, доступные при редактировании\замене заводской прошивки двигателя. Получился эдакий словарь терминов.
Важно понимать, что эти опции не взаимосвязаны! К примеру, прошивка, позволяющая отключить контроль катализатора (евро-2), не обязательно включает в себя увеличение мощности. И наоборот. Тем не менее, эти опции можно комбинировать в рамках одной прошивки.
Итак, поехали:
Увеличение мощности — это модификация прошивки с целью улучшения эксплуатационных характеристик (увеличение мощности и крутящего момента). Существуют еще так-называемые стадии увеличения мощности (stage1, stage2 и т.п.), но об этом как-нибудь в другой статье. Как правило, под термином "чип-тюнинг", понимается, в первую очередь, именно увеличение мощности, а не что-то другое.
Перевод на «Евро-2» — Сленговый термин, означающий понижение стандарта эконорм в прошивке двигателя. Стандарт Евро-2 подразумевает отсутствие заднего (второго) лямбда-зонда и контроля катализатора. Соответственно, на Евро-2 автомобиль переводят в прошивке для дальнейшего удаления катализатора и\или отключения заднего лямбда-зонда. Актуально для бензиновых двигателей.
Отключение EGR — исключение из прошивки двигателя системы рециркуляции отработавших газов (EGR). При полноценном отключении (если такое технически возможно), в программе отключаются коды ошибок и флаги комплектации по клапану ЕГР, охладителю ЕГР и контролю расхода воздуха через систему рециркуляции. Актуально для бензиновых и дизельных двигателей.
Отключение DPF (FAP) — исключение из прошивки двигателя системы сажевого фильтра. При полноценном отключении (если такое технически возможно), в программе отключаются коды ошибок и флаги комплектации по контролю сажевого фильтра, по регенерации сажевого фильтра, по датчику дифференциального давления, по датчикам температуры выхлопных газов (до\после сажевого фильтра). Актуально для дизельных двигателей.
Отключение FLAPS (IMRC, VSA, SWIRL и т.п.) — исключение из прошивки двигателя системы вихревых заслонок. При полноценном отключении (если такое технически возможно), в программе отключаются коды ошибок и флаги комплектации по клапанам системы изменения геометрии и/или длины коллектора. Актуально для бензиновых и дизельных двигателей.
Из более редких опций:
Отключение SAP — исключение из прошивки двигателя системы продувки катализатора (SAP). В программе отключаются коды ошибок и флаги комплектации по системе SAP. Актуально для бензиновых двигателей.
Отключение AdBlue (BlueTEC, SCR, DeNOxtronic и т.п.) — исключение из прошивки двигателя «мочевины». В программе отключаются коды ошибок и флаги комплектации по клапанам, форсункам и другим компонентам системы впрыска «мочевины». Актуально для дизельных двигателей.
Отключение SL (speed limiter) — отключение в прошивке двигателя лимита максимальной скорости автомобиля. Актуально для бензиновых и дизельных двигателей.
Перевод на «Евро-0» — Сленговый термин, означающий понижение стандарта эконорм в прошивке двигателя. Перевод на Евро-0 подразумевает те же опции, что и перевод на Евро-2, но, дополнительно, в стандарте Евро-0 отключен передний (первый) лямбда-зонд. Такая модификация максимально упрощает электронную систему управления двигателем, но приводит к некоторому увеличению расхода топлива (15-20%). Зачастую, в прошивках Евро-0, также отключают функцию распознавания пропусков воспламенения и систему адсорбера (EVAP). Прошивки Евро-0 рекомендованы для использования в автомобилях с ГБО 3-го поколения, а также на тех авто, где требуется максимальная отказоустойчивость и простота (рейсовые Газели, вахтовые УАЗы и т.д.). Для городских автомобилей «на каждый день» прошивки Евро-0 не рекомендованы!
Впрочем, это далеко не все функции, которые доступны в прошивке двигателя. Есть и другие, перечисление которых займет еще пару страниц текста. Здесь были перечислены лишь те опции, которые чаще всего пользуются спросом у владельцев авто.
Если смотреть статистику, то на бензиновые автомобили, чаще всего заказывают прошивку: чип-тюнинг + Евро-2 + отключение ЕГР (где он есть в комплектации). А на дизельные машины народ просит: чип-тюнинг + отключение ЕГР + отключение сажевого фильтра (где он есть в комплектации).