Проблемы, с которыми сталкивается любой рядовой чип-тюнер, стары, как и сама сфера чип-тюнинга. Эти проблемы являются типовыми до нельзя. К примеру, прошивка не записывается, или, после записи прошивки полезли ошибки, которых раньше не было, и т.д.
Столкнувшись с некоторой проблемой, одни мастера начинают судорожно строчить претензии калибровщику, другие делают тоже самое по отношению к разработчику загрузчика. Но обычно это приводит лишь к ругани и обвинениям в адрес друг друга. Калибровщик винит во всём кривой загрузчик или кривые руки мастера. Разработчик загрузчика, в свою очередь, кричит тоже самое в адрес калибровщика, и так по кругу. Знакомая ситуация?
Было бы смешно, если бы не было так грустно, но подавляющее большинство мастеров не осознают, что единственный человек, способный разорвать этот порочный круг - это сам мастер. Именно мастер работает с конкретным автомобилем, с конкретным загрузчиком и прошивкой от конкретного калибровщика. Именно он ближе всех к проблеме и её решению (а не калибровщик или разработчик загрузчика).
Многие мастера пытаются сразу же спихнуть свою проблему на калибровщика, у которого они купили прошивку, либо на разработчика загрузчика, чьим оборудованием пользуются. Но это тупиковая ситуация. Ведь калибровщик не может знать все нюансы работы конкретным загрузчиком, а разработчик загрузчика не может угадать, какие изменения выполнены в прошивке, и к чему они приводят. Более того, оба этих специалиста в глаза не видели саму машину и не имеют доступа к тому объёму информации, который необходим для решения проблемы.
Чтобы действительно решить проблему, а не ругаться с коллегами по цеху, мастеру следует выполнять определённые действия самостоятельно. И если уж обращаться в техподдержку, то делать это обдуманно, правильно формулируя свои вопросы и саму проблему. Увы, но большинству мастеров (особенно начинающих) это даётся тяжело.
Мы проработали в сфере чип-тюнинга много лет, обработали не один десяток тысяч входящих заявок и вопросов. Мы не понаслышке знаем, как всё это происходит. Мы знаем на каких моментах происходит недопонимание. Мы знаем основные проблемы, с которыми сталкиваются мастера. Поэтому мы решили сгруппировать эти основные проблемы, а также предложить строгий алгоритм для их решений.
По сути, эта статья представляет собой шпаргалку-инструкцию для мастеров, с набором рекомендаций - как действовать, при возникновении определённых ситуаций в работе.
Шаг 1. Убедитесь, что всё делаете правильно. Ещё раз прочитайте инструкцию к вашему загрузчику по чтению данного блока управления. Вполне возможно, что вы упускаете какой-то важный нюанс, указанный в инструкции. Если у загрузчика нет инструкции, почитайте форум загрузчика.
На некоторых машинах прошивку в принципе невозможно считать по OBD2. К примеру, некоторые "китайцы" с блоками Bosch ME17 не читаются по "розетке", хотя в загрузчике кнопка "чтение" может быть активна. Аналогично, на некоторых машинах gateway (шлюз) отклоняет операции чтения\записи. На некоторых старых блоках управления (к примеру, на Melco и Visteon EEC-V) нужно обязательно подключать бутпин. На автомобилях Nissan/Infiniti необходимо выключать все потребители (климат-контроль, салонный свет и т.д.). А на старых Subaru нужно замкнуть reflash connectors, иначе чтение прошивки невозможно. Подобные нюансы всегда указываются, либо в инструкции к загрузчику, либо на официальном форуме загрузчика.
Не забывайте также и про очевидные вещи. Вроде того, что при чтении по колодке диагностики, диагностическая линия до блока управления должна быть целой, а АКБ должен быть заряжен и т.п. Перед тем как кому-то что-то писать и просить помощи, убедитесь, что всё делаете правильно!
Шаг 2. Проверьте, что используемое вами оборудование обновлено до последней версии.
Под используемым оборудованием, как правило, подразумевается программа-загрузчик и драйвер J2534-адаптера.
Шаг 3. [Если есть возможность] попытайтесь узнать, не прошивался ли блок управления кем-то ранее.
Эту информацию следует уточнить у владельца авто, либо, попытаться определить по имеющимся признакам и поведению авто. Данная информация является важной, так как некоторые калибровщики "ломают" сервисный режим чтения в прошивке ЭБУ, тем самым, закрывая возможность чтения по OBD2.
Шаг 4. [Если есть возможность] попробуйте считать прошивку другим способом.
К примеру, если прошивку не получается считать по OBD2, то попробуйте её считать через прямое подключение "на столе", либо через инженерные способы (BSL/BSM/BDM/JTAG и т.п.)
Шаг 5. Только после выполнения пунктов 1, 2 (и, по возможности, пунктов 3 и 4), если ничего не помогло, обратитесь в техподдержку загрузчика.
При этом, максимально подробно опишите проблему, максимально подробно укажите последовательность ваших действий при попытке решить эту проблему.
Подразумевается, что прошивку удалось считать, но не удаётся записать (запись не начинается вообще, либо завершается с ошибкой).
Шаг 1. Убедитесь, что всё делаете правильно. Ещё раз прочитайте инструкцию к вашему загрузчику по записи данного блока управления. Вполне возможно, что вы упускаете какой-то важный нюанс, указанный в инструкции.
У многих блоков управления есть нюансы, связанные с записью. Взять, к примеру, блоки управления, имеющие дополнительную защиту от тюнинга в виде проверки цифровой подписью. Для записи любой тюнинг-прошивки в такой блок диагностическим способом, проверку нужно, либо снять, либо обойти. Вроде бы всё просто и все эти нюансы указаны в инструкции к загрузчику, но сколько же глупых вопросов прилетает калибровщикам и разработчикам загрузчиков, мол, почему на каком-нибудь Continental SID208 (дизельные автомобили Ford) запись тюнинговой прошивки всегда завершается с ошибкой. Никогда не ленитесь читать инструкцию к загрузчику. Если у загрузчика нет инструкции, почитайте хотя бы форум загрузчика.
Шаг 2. Ещё раз внимательно прочитайте информацию по той прошивке, которую пытаетесь записать. В том числе, нюансы записи (если таковые имеются).
Если прошивка приобретается у проверенного калибровщика, то к ней должна быть какая-то сопроводительная информация, вроде описания, а также нюансов записи. Нюансов может и не быть, но если они есть, то обычно их принято указывать. К примеру, в нашем каталоге, мы не указываем очевидную или общеизвестную информацию, но всегда указываем те моменты, о которые можно споткнуться (если таковые имеются).
Шаг 3. Проверьте, что используемое вами оборудование обновлено до последней версии.
Под используемым оборудованием, как правило, подразумевается программа-загрузчик и драйвер J2534-адаптера.
Шаг 4. Попробуйте записать в блок управления "родную" прошивку.
Попробуйте записать обратно "родную" прошивку. То есть ту, которую считали с данного блока, когда автомобиль приехал к вам.
Вы вернули в блок "родную" прошивку, она успешно записалась, двигатель завёлся.
Шаг 5-А.1. Ещё раз убедитесь, что всё делаете правильно.
Повторно прочитайте все инструкции (к прошивке и к загрузчику), связанные с прошивкой данного блока управления. Многие современные блоки имеют различные способы защиты от тюнинга. Поэтому запись тюнинга в них может иметь особенности. Подумайте, где вы могли ошибиться и что могло пойти не так.
Возможно, что купленная вами прошивка (дамп прошивки) имеет несовместимую с вашим загрузчиком структуру. К примеру, загрузчик умеет работать только с дампами содержащими лишь область калибровок, а вы подсунули ему фуллфлеш другого объёма и структуры. Такие ситуации невероятно распространены при использовании китайских "отломов". Лицензионные загрузчики с техподдержкой и обновлениями, как правило, ничем подобным не страдают. Работайте хорошим оборудованием, дабы не оставаться с проблемами один на один.
Шаг 5-A.2. Обратитесь в техподдержку загрузчика.
Если вы ответственно выполнили все предыдущие пункты, и ничего не помогло, то обратитесь в техподдержку вашего загрузчика. При этом, максимально подробно опишите проблему, максимально подробно укажите последовательность ваших действий при попытке решить эту проблему, грамотно сформулируйте ваш вопрос или просьбу, приложите оба дампа (что считали и что пытаетесь записать).
Важный момент! В подобных ситуациях, в первую очередь, общаться нужно в техподдержку загрузчика. Потому-что проблема записи, это в 99% проблема работы загрузчика, а не прошивки. Разумеется, при условии, что прошивка куплена у калибровщика, а не взята с "файлопомойки", а в качестве загрузчика используется лицензионный загрузчик из списка рекомендованных самим калибровщиком.
Шаг 5-A.3. Обратитесь в техподдержку калибровщика.
Только в том случае, если техподдержка загрузчика сообщила, что проблема кроется в файле прошивки, то обратитесь в техподдержку калибровщика. При этом, аналогично, максимально подробно всё опишите и сформулируйте, приложите оба дампа, приложите ответ техподдержки загрузчика. Если заявка составлена грамотно, если предыдущие шаги были выполнены ответственно, то вам помогут решить вашу проблему.
Вы пытаетесь записать в блок "родную" прошивку (ту которая изначально была записана в блок), но даже она не записывается.
Шаг 5-Б.1. Ещё раз убедитесь, что всё делаете правильно.
Начните с самого начала и проверьте очевидные вещи, вроде напряжения в бортсети. Вполне возможно, что проблема в каком-то нештатном устройстве, подключенном к CAN-шине (например, в сигнализации) - исключите подобные моменты, временно отключив сигнализацию, либо выполнив прямое соединение с блоком управления (как ещё говорят, "на столе").
Шаг 5-Б.2. Обратитесь в техподдержку загрузчика.
Если вы ответственно выполнили все предыдущие пункты, и ничего не помогло, то обратитесь в техподдержку вашего загрузчика. При этом, максимально подробно опишите проблему, максимально подробно укажите последовательность ваших действий при попытке решить эту проблему, грамотно сформулируйте ваш вопрос или просьбу, приложите тот дамп, который изначально считали с автомобиля.
Подразумевается, что прошивку удалось записать, запись завершилась успешно, но запуска нет.
Шаг 1. Убедитесь, что всё делаете правильно. Ещё раз прочитайте инструкцию к вашему загрузчику по записи данного блока управления. Вполне возможно, что вы упускаете какой-то важный нюанс, указанный в инструкции.
Примеров того, что машина не заводится после записи тюнинговой прошивки, так как мастер не учёл какой-то нюанс (так как поленился прочитать инструкцию), можно привести очень много. Настолько много, что потянет на текст для отдельной статьи. Вот лишь парочка примеров:
- Некоторые блоки управления могут иногда не выходить из режима программирования (нужно выводить принудительно). Пока блок находится в режиме программирования, даже если запись завершилась успешно, запуска не будет. К примерам таких блоков можно отнести отечественные Микас-12, Ителма М86, а также ряд других блоков.
- Довольно часто встречаются нюансы, связанные с поддержанием целостности прошивки в памяти ЭБУ (подсчёт КС, подделка цифровой подписи и т.п.). Пример такой проблемы: загрузчик "X" не умеет считать контрольную сумму к прошивкам блоков управления "Y". Если в приобретённой у калибровщика прошивке для такого блока не подсчитана "контролька", то, увы, после записи этой прошивки загрузчиком "X" блок управления не даст разрешение на запуск двигателя.
Чип-тюнинг - это наука о нюансах. Список подобных хитрых ситуаций, встречающихся в работе, можно продолжать чуть ли не бесконечно. Поэтому никогда не ленитесь читать инструкцию к загрузчику. Если у загрузчика нет инструкции, почитайте хотя бы форум загрузчика.
И ещё момент. Об этом даже смешно писать, но невероятно часто проблема оказывается и правда смешной. Вроде того, что за время репрога на машине сел аккумулятор, или сигнализация переключилась в режим охраны.
Шаг 2. Ещё раз внимательно прочитайте информацию по той прошивке, которую пытаетесь записать. В том числе, нюансы записи (если таковые имеются).
Если прошивка приобретается у проверенного калибровщика, то к ней должна быть какая-то сопроводительная информация, вроде описания, а также нюансов записи. Нюансов может и не быть, но если они есть, то обычно их принято указывать. К примеру, в нашем каталоге, мы не указываем очевидную или общеизвестную информацию, но всегда указываем те моменты, о которые можно споткнуться (если таковые имеются).
Шаг 3. Проверьте, что используемое вами оборудование обновлено до последней версии.
Под используемым оборудованием, как правило, подразумевается программа-загрузчик и драйвер J2534-адаптера.
Шаг 4. Попытайтесь удостовериться, что на машине был записан сток.
Проблема может оказаться в том, что на машине был уже не сток, а какой-нибудь immo_off. Вообще, проверять, что на машине сток (или уже не сток), нужно до репрога, а не после него, но это вопрос для отдельного обсуждения. Если окажется, что на машине был уже не сток, то высоковероятно, что проблема незапуска кроется где-то поблизости.
Проверить прошивку на "стоковость" можно путём сравнения через hex-редактор (если у вас есть эталонный сток, а также информация о том, где в дампе находятся калибровки, управляющая программа и уникальные данные). Либо, можно воспользоваться утилитами идентификации на нашем сайте (это гораздо проще).
Шаг 5. Попробуйте записать в блок управления "родную" прошивку.
Попробуйте записать обратно "родную" прошивку. То есть ту, которую считали с данного блока, когда автомобиль приехал к вам. Даже если вы не знаете (или не уверены), сток там был или нет, на этой прошивке автомобиль приехал к вам своим ходом. Соответственно, на этой прошивке машина должна работать.
Вы вернули в блок "родную" прошивку, но двигатель не заводится, хотя должен, так как на этой прошивке автомобиль приехал к вам своим ходом. В этом случае, работать нужно с техподдержкой загрузчика.
Шаг 6-A.1. Ищите проблему на автомобиле
Перед тем как что-то кому-то писать и просить помощи, сделайте диагностику и попытайтесь найти проблему самостоятельно. Да, бывают ситуации, что загрузчик что-то портит в памяти ЭБУ (даже при записи стока поверх стока), но такие ситуации встречаются крайне редко. А при использовании нормального лицензионного оборудования, вообще, призрачно редко!
Могло произойти совпадение, и что-то сломалось, что называется, "у вас в руках". Такое тоже бывает.
Шаг 6-A.2. Соберите всю информацию по вашей проблеме
Если самостоятельно выявить проблему не удалось, и вы планируете обратиться за помощью в техподдержку загрузчика, то соберите всю информацию по вашей проблеме, которая может потребоваться. Подготовьте текст вашего сообщения, в котором максимально подробно опишите проблему, максимально подробно опишите последовательность ваших действий при попытке решить эту проблему, а также чётко сформулируйте ваши вопросы и вашу просьбу. Подготовьте информацию обо всём, что может быть важным (какие ошибки фиксируются, каким сканером их смотрите, загорается ли check engine и т.д.).
Поставьте себя на место разработчика загрузчика, который будет оказывать вам техподдержку. Подумайте, какая информация ему потребуется, чтобы дать вам ответ (или хотя-бы совет) по вашей проблеме. Если вы просто напишете ему два предложения, а-ля: "Записал прошивку. Теперь машина не заводится.", без какой-либо конкретики, то разработчик загрузчика мысленно пошлёт вас на три буквы, и, либо вообще не ответит на сообщение, либо пошлёт ещё и прямым текстом, но чуть более культурно. Ведь для него это будет выглядеть как ваше неуважение к чужому времени.
Шаг 6-A.3. Только после выполнения всех предыдущих пунктов, обратитесь в техподдержку загрузчика.
В данной ситуации обращаться нужно именно в техподдержку загрузчика, а не к калибровщикам! Калибровщик ничем не сможет вам помочь, так как, во-первых, вопросы чтения\записи - не являются компетенцией калибровщиков. А, во-вторых, машина не завелась даже после возврата на считанную ранее прошивку.
И, повторимся ещё раз, так как это очень важно - перед тем как что-то отправлять в техподдержку загрузчика, сформулируйте ваши вопросы, вашу просьбу и текст проблемы максимально вдумчиво. Помните простое правило: "какой вопрос - такой и ответ".
Очень часто мастера ругаются с разработчиками загрузчиков, якобы, из-за качества приборов и качества техподдержки. Но по нашим наблюдениям всегда (не почти всегда, а прямо железно всегда) виноват мастер, который, во-первых, чего-то не понимает, а, во-вторых, не умеет составлять заявки в техподдержку. И, нет, не подумайте, что мы специально встаём на сторону разработчиков. Это лишь профессиональный взгляд со стороны. Мы не заинтересованное лицо, с разработчиками загрузчиков мы никак не связаны.
Вы вернули в блок "родную" прошивку (ту которую считали изначально), и на ней двигатель успешно запустился. В этом случае, работать нужно с техподдержкой калибровщика.
Шаг 6-Б.1. Ещё раз убедитесь, что всё делаете правильно. Повторно прочитайте все инструкции (к прошивке и к загрузчику), связанные с прошивкой данного блока управления.
Выглядит странно, но вам не померещилось, в этом пункте действительно написано, что нужно ещё раз всё перепроверить и убедиться, что вы всё делаете правильно. Мы бы не писали этот пункт повторно, если бы не статистика. По статистике, на каждые 9 из 10 случаев, проблема всё таким обнаруживается где-то на этом моменте (после выполнения шагов 1-5, и исключения других возможных проблем).
Подумайте, где вы могли ошибиться, что могло пойти не так. Если речь идёт про инженерный режим записи (BSL/BSM/BDM/JTAG и т.п.), то перепроверьте, что выполнили перенос калибровок; Убедитесь, что ваш загрузчик пересчитывает контрольную сумму и выполняет прочие условия для обеспечения целостности прошивки в памяти ЭБУ.
Шаг 6-Б.2. Соберите всю информацию по вашей проблеме.
Если самостоятельно выявить проблему не удалось, и вы планируете обратиться за помощью в техподдержку калибровщика, то соберите всю информацию по вашей проблеме, которая может потребоваться. Подготовьте текст вашего сообщения, в котором максимально подробно опишите проблему, максимально подробно опишите последовательность ваших действий при попытке решить эту проблему, а также чётко сформулируйте ваши вопросы и вашу просьбу. Подготовьте информацию обо всём, что может быть важным (какие ошибки фиксируются, загорается ли check engine после записи откалиброванной прошивки и т.д.).
Шаг 6-Б.3. Только если вы выполнили все предыдущие пункты, обратитесь в техподдержку калибровщика.
В данной ситуации обращаться нужно именно к калибровщику прошивки, а не в техподдержку загрузчика! Задача загрузчика - корректно записать поданную ему прошивку. А как эта прошивка будет работать в блоке управления - не является компетенцией программы-загрузчика.
Если вы уверены, что всё делали правильно, но на купленной вами прошивке машина не заводится, то обратитесь к калибровщику этой прошивки. Составьте заявку по вашей проблеме. К заявке приложите купленную прошивку и "родную" прошивку, а в тексте заявки максимально подробно опишите проблему и хронологию того, как вы уже пытались решить эту проблему. Повторимся, чем более подробным будет ваше описание, тем выше вероятность, что вам смогут помочь.
Если речь идёт про прошивку купленную у нас (в нашем каталоге), то заявку по форме можно (и нужно) составлять прямо через наш сайт.
Подразумевается, что прошивку удалось записать, двигатель запустился, но в памяти ЭБУ зафиксировалась какая-то ошибка. При этом всём, данная ошибка никак не связана с техзаданием.
Шаг 1. Сделайте сброс ошибок.
Если кому-то сейчас смешно, то нам, отнюдь, совсем не смешно. В нашу техподдержку частенько прилетают вопросы, связанные с тем, что сразу же после репрога зафиксировалась какая-то ошибка. Практика показывает, что не всем мастерам (особенно начинающим) очевидно, что ошибки нужно проверять и сбрасывать, как до репрога, так и сразу же после репрога (рекомендуется ещё и запоминать - какие конкретно коды фиксировались).
На ряде систем управления фиксация ошибок во время репрога является нормой. Разумеется, речь идёт только про ошибки не связанные, непосредственно, с работой двигателя (т.е. про различные коды, вроде обрывов по CAN-шине, неисправности процессора и т.п.). Если что-то зафиксировалось, просто выполните сброс. Сброс рекомендуется выполнять, как через протокол производителя, так и через стандартизированный OBD2 протокол.
Шаг 2. Узнайте, фиксировалась ли ошибка ранее (до записи прошивки).
Повторимся, проверять какие на машине фиксируются ошибки нужно не только после репога, но и до него. Это наигрубейшая оплошность всех начинающих мастеров, которую они допускают до первых серьёзных "качелей" с недобросовестным клиентом.
И всё же, если информация о том была ли ошибка до репрога отсутствует, то попробуйте узнать эту информацию от владельца авто. Недобросовестных клиентов меньшинство. Большинство дадут честный ответ. Другой вопрос, что они могли и сами не знать об ошибке в памяти (ведь далеко не по всем кодам зажигается индикатор Check Engine).
Если выяснится, что ошибка уже фиксировалась ранее, и эта ошибка никак не связана с техзаданием (к примеру, техзадание было сделать евро-2, а ошибка связана с дроссельной заслонкой), то, очевидно, что дальше копать нужно уже не в сторону прошивки, а в сторону диагностики и устранения неисправности.
Мы премного извиняемся за то, что проговариваем вслух такие банальности. Положив руку на сердце, клянёмся, мы никогда бы просто так этого не делали. Но реальность такова, что даже опытные мастера, порой, присылают такие бездумные заявки и вопросы, даже не разобравшись в проблеме (что за ошибка, когда она появилась, горела ли она ранее и т.д.).
Шаг 3. Попытайтесь удостовериться, что на машине был записан сток.
Проблема может оказаться в том, что на машине был уже не сток, а какая-нибудь прошивка с рядом выключенных ошибок. Вообще, проверять, что на машине сток (или уже не сток), также, нужно до репрога, а не после него, но это отдельная тема для обсуждения. Если окажется, что на машине был уже не сток, то высоковероятно, что проблема фиксации непредвиденных ошибок кроется где-то поблизости.
Проверить прошивку на "стоковость" можно путём сравнения через hex-редактор (если у вас есть эталонный сток, а также информация о том, где в дампе находятся калибровки, управляющая программа и уникальные данные). Либо, можно воспользоваться утилитами идентификации на нашем сайте (это гораздо проще).
Шаг 4. Попытайтесь найти проблему на автомобиле.
Сделайте диагностику и попытайтесь найти проблему самостоятельно. Тем более, если ошибка загорелась не сразу. И, тем более, если проблема плавающая, а возможных причин ошибки может быть много (к примеру, если речь про какую-нибудь ошибку по коррекции топливоподачи).
Этот пункт стоило бы обвести красным цветом, так как многие мастера пренебрегают этим пунктом, и начинают сразу же атаковать своими вопросами или даже претензиями техподдержку калибровщика. Кто-то оперирует фразами, мол ошибки гарантированно не было, мол клиент уверяет, что всё было хорошо. В любом случае, так делать не стоит. Любой уважающий себя и своё время калибровщик может расценить такое поведение, как неуважение к себе, и дальнейшее взаимодействие окажется непродуктивным. Да, вы можете предположить, что ошибки не было. Да, вы можете проверить сканером, до выполнения репрога, что ошибки нету в данный момент времени. Но вы не можете гарантировать, что рассказы владельца авто о том, что ошибки никогда не было - это правда в первой инстанции. Ровно, как вы не можете гарантировать, что он не сбросил ошибку прямо перед тем, как заехать к вам в сервис.
Поэтому, до того как что-то кому-то написать, сделайте комплексную диагностику и пытайтесь найти проблему самостоятельно. Калибровщик - не волшебник, он не может найти проблему дистанционно, ведь машина стоит у вас, а не у него. Если же вы сразу думаете, что проблема именно в прошивке, а не на автомобиле, значит вы не доверяете калибровщику. И, поверьте, любой калибровщик это мгновенно почувствует. И ни о какой дальнейшей помощи, и, тем более, о дальнейшем сотрудничестве, речи быть не может.
Не стоит портить отношения с калибровщиком, кем бы он ни был. Перед тем как что-то ему написать, сделайте диагностику и попытайтесь найти проблему самостоятельно.
Шаг 5. Попробуйте записать в блок управления "родную" прошивку и выполнить тест-драйв.
Подразумевается, что вы ответственно проделали пункты 1-4, но это не дало никаких результатов. Ошибка всё равно фиксируется (возможно, что не сразу после сброса), была ли она ранее - неизвестно, хотя на машине [предположительно] был сток, а развёрнутая диагностика ни к чему не привела. Что делать дальше?
Далее, мы рекомендуем записать обратно "родную" прошивку. То есть ту, которую вы считали с данного блока, когда автомобиль приехал к вам. Даже если вы не знаете (или не уверены), сток там был или нет, всё равно, запишите эту прошивку. Если на блоке не было чтения, найдите и запишите в него хотя бы сток. Ну а дальше, выполните тест-драйв (или отпустите машину на тест-драйв), дабы воспроизвести условия, при которых фиксируется эта треклятая ошибка.
Тут всё очевидно и без вариантов - следует продолжить искать проблему на автомобиле. Видимо, вы что-то пропустили, когда делали диагностику. Ваш калибровщик и его прошивка совершенно ни при чём.
Вы вернули в блок "родную" прошивку (ту которую считали изначально), выполнили достаточно большой тест-драйв, и ошибка НЕ зафиксировалась. Вот в этом случае, действительно, уже нужно работать с техподдержкой калибровщика. Но для начала, соберите всю необходимую информацию (об этом в следующем пункте).
Шаг 6-Б.1. Соберите всю информацию по вашей проблеме.
Первым делом, соберите всю информацию по вашей проблеме, которая может потребоваться. Подготовьте текст вашего сообщения, в котором максимально подробно опишите проблему (каким сканером подключаетесь к машине, когда именно фиксируется ошибка, в каких режимах работы двигателя, загорается ли при этом Check Engine и т.д.). Если есть возможность, то снимите логи.
Шаг 6-Б.2. Только если вы выполнили все предыдущие пункты, обратитесь в техподдержку калибровщика.
Составьте заявку по вашей проблеме. К заявке приложите купленную прошивку и "родную" прошивку, а в тексте заявки максимально подробно опишите проблему и хронологию того, как вы уже пытались найти\решить эту проблему. Приложите всю доступную информацию, которая, как вы полагаете, может пригодиться для анализа ситуации. Повторимся, чем более подробным будет ваше описание, тем выше вероятность, что вам смогут помочь.
Если речь идёт про прошивку купленную у нас (в нашем каталоге), то заявку по форме можно (и нужно) составлять прямо через наш сайт.
Подразумевается, что прошивку удалось записать, двигатель запустился, но появились проблемы в некоторых режимах работы. К примеру, плаванье оборотов, "троение", аварийные режимы и т.д. То есть всё то, что является очевидной неисправностью, а не субъективными ощущениями владельца авто. По сути, данная проблема является более обобщённым случаем предыдущей проблемы, описанной выше. Поэтому многие пункты алгоритма её решения схожи.
Шаг 1. Узнайте, возникала ли такая проблема ранее (до записи прошивки).
Вообще, это нужно было сделать ещё до репрога. А лучше даже до операции считывания и подключения загрузчика. Любой чип-тюнинг должен начинаться с развёрнутой диагностики, поиска возможных проблем, общения с владельцем авто, на предмет возникающих неполадок с автомобилем. Неисправность вполне могла быть и ранее, но если вы её пропустили и уже прошили автомобиль, то некоторые (недобросовестные) владельцы авто могут заявить, что ничего подобного не было, мол это вы всё сломали. Согласитесь, неприятная ситуация.
Если всё же выяснится, что проблема уже возникала, и что эта проблема никак не связана с техзаданием, то считайте, что вам повезло. Дальше копать нужно уже не в сторону прошивки, а в сторону диагностики и устранения неисправности.
Если же владелец авто скажет, что ничего подобного не было, то, скорее всего, вам придётся искать проблему. И искать её будет гораздо тяжелее, так как вы не знаете, врёт ли владелец авто, либо говорит правду. Соответственно, вы не знаете, способствовала прошивка возникновению проблемы или нет.
Шаг 2. Попытайтесь удостовериться, что на машине был записан сток.
Проблема может оказаться в том, что на машине был уже не сток, а какая-нибудь модифицированная прошивка. Современные реалии таковы, что множество неисправностей, вместо выполнения ремонта, "глушат" путём прошивки. К примеру, отключают аварийные режимы, повышают обороты холостого хода (если неисправность проявляется на низких оборотах ХХ) и т.д.
Проверить прошивку на "стоковость" можно путём сравнения через hex-редактор (если у вас есть эталонный сток, а также информация о том, где в дампе находятся калибровки, управляющая программа и уникальные данные). Либо, можно воспользоваться утилитами идентификации на нашем сайте (это гораздо проще).
Шаг 3. Самостоятельно, а не со слов владельца авто, убедитесь, что проблема есть.
Невероятно важный пункт, которым многие пренебрегают. Никогда не стоит полностью доверять словам владельца авто! Если вы лично, своими глазами, не видели проблему, то далеко не факт, что проблема вообще есть.
Обязательно убедитесь, что проблема присутствует (недобросовестные клиенты любят рассказывать сказки). Обязательно убедитесь, что проблема проявляется именно так, как её описывает владелец авто (честные клиенты могут неверно трактовать свои наблюдения, относительно проблемы, либо не обращают внимания на какие-то важные нюансы). Без выполнения этого пункта, нет никакого смысла двигаться дальше.
Шаг 4. Попытайтесь определить причину проблемы.
Сделайте диагностику и попытайтесь найти причину самостоятельно.
Это ещё один важный пункт, которым многие пренебрегают. Многие мастера, даже не попытавшись найти причину неисправности, начинают сразу же писать вопросы калибровщику. Мол, "...на вашей прошивке появилась проблема". И очень зря. Даже если вы своими глазами запечатлели проблему, а владелец авто клянётся, что её раньше не было, это не гарантирует на 100%, что автомобиль полностью исправен. Клиент может обманывать, а ещё может произойти банальное совпадение (что-то вышло из строя прямо у вас в сервисе). А ещё не забывайте, что любая тюнинговая прошивка на увеличение мощности более критична к исправности автомобиля - там где на стоке проблем никаких, на тюнинге они могут повылезать.
Поэтому, до того как что-то кому-то написать, сделайте комплексную диагностику и пытайтесь найти причину проблемы самостоятельно. Калибровщик - не волшебник, он не может найти проблему дистанционно, ведь машина стоит у вас, а не у него. Если же вы сразу думаете, что проблема именно в прошивке, а не на автомобиле, значит вы не доверяете калибровщику. И, поверьте, любой калибровщик это мгновенно почувствует. И ни о какой дальнейшей помощи, и, тем более, о дальнейшем сотрудничестве, речи быть не может.
Не стоит портить отношения с калибровщиком, кем бы он ни был. Перед тем как что-то ему написать, сделайте диагностику и попытайтесь найти причину проблемы самостоятельно.
Шаг 5. Попробуйте записать в блок управления "родную" прошивку и выполнить тест-драйв.
Подразумевается, что вы ответственно проделали пункты 1-4, но это не дало никаких результатов. Здесь и сейчас проблема присутствует, была ли она ранее - неизвестно, хотя на машине [предположительно] был сток, а развёрнутая диагностика ни к чему не привела. Что делать дальше?
Далее, мы рекомендуем записать обратно "родную" прошивку. То есть ту, которую вы считали с данного блока, когда автомобиль приехал к вам. Даже если вы не знаете (или не уверены), сток там был или нет, всё равно, запишите эту прошивку. Если на блоке не было чтения, найдите и запишите в него хотя бы сток. Ну а дальше, выполните тест-драйв, дабы воспроизвести условия, при которых проявляется проблема.
Тут всё очевидно и без вариантов - следует продолжить искать неисправность на автомобиле. Видимо, вы что-то пропустили, когда делали диагностику. Ваш калибровщик и его прошивка совершенно ни при чём.
Вы вернули в блок "родную" прошивку (ту которую считали изначально), выполнили достаточно большой тест-драйв, и проблема НЕ воспроизвелась. Вот в этом случае, действительно, уже нужно работать с техподдержкой калибровщика. Но для начала, соберите всю необходимую информацию (об этом в следующем пункте).
Шаг 6-Б.1. Соберите всю информацию по вашей проблеме.
Первым делом, соберите всю информацию по вашей проблеме, которая может потребоваться. Подготовьте текст вашего сообщения, в котором максимально подробно опишите проблему (каким сканером подключаетесь к машине, как и когда проявляется проблема, в каких режимах работы двигателя это происходит, фиксируются ли ошибки и т.д.). Если есть возможность, то снимите логи.
Шаг 6-Б.2. Только если вы выполнили все предыдущие пункты, обратитесь в техподдержку калибровщика.
Составьте заявку по вашей проблеме. К заявке приложите купленную прошивку и "родную" прошивку, а в тексте заявки максимально подробно опишите проблему и хронологию того, как вы уже пытались найти\решить эту проблему. Приложите всю доступную информацию, которая, как вы полагаете, может пригодиться для анализа ситуации. Повторимся, чем более подробным будет ваше описание, тем выше вероятность, что вам смогут помочь.
Если речь идёт про прошивку купленную у нас (в нашем каталоге), то заявку по форме можно (и нужно) составлять прямо через наш сайт.
Подразумевается, что прошивку удалось записать, двигатель запустился, никаких проблем в его работе замечено не было, ни после запуска, ни после тест-драйва. Но владельцу авто не понравилось, как едет машина на новой прошивке.
На первый взгляд, очень коварная ситуация. Но нервотрёпку она доставляет, как правило, только тем мастерам, кто не умеет работать с клиентами. Такие мастера начинают "прогибаться" под претензию клиента, соглашаясь поразбираться с несуществующей проблемой (которая есть лишь в голове у клиента). Далее, эти мастера начинают жаловаться калибровщику прошивки, плохо формулируя свои вопросы и просьбы, но это лишь усугубляет ситуацию и портит взаимоотношения между мастером и калибровщиком. Далее ситуация заходит в тупик и проигрывают все: Раздосадованный владелец авто уезжает на той же прошивке, на которой приехал; Мастер теряет деньги и получает репутацию дилетанта; Калибровщик получает репутацию последней "козлины", так как ничем не помог мастеру.
По сути, всё вышеописанное - это даже не проблема. В 95-99% случаев, это завышенные ожидания владельца авто и\или неумение мастера работать с клиентами и заказами. Лишь в единичных случаях, проблема действительно есть.
Шаг 1. Попытайтесь удостовериться, что на машине был записан сток.
Самое первое, с чего нужно начать - попытаться определить, сток ли был на автомобиле, либо уже кем-то модифицированная прошивка. Вообще, это нужно было сделать до репрога, а не после него. Но коль поезд уже ушёл, сделайте это хотя бы сейчас. Если окажется, что на машине был уже не сток, то высоковероятно, что проблема именно в этом. Вполне возможно, что в блоке управления был записан какой-то тюнинг. Возможно, что этот тюнинг был более агрессивный, чем вы записали поверх.
Проверить прошивку на "стоковость" можно путём сравнения через hex-редактор (если у вас есть эталонный сток, а также информация о том, где в дампе находятся калибровки, управляющая программа и уникальные данные). Либо, можно воспользоваться утилитами идентификации на нашем сайте (это гораздо проще).
Увы, но практически наверняка, это патовая ситуация. Сложно представить дальнейший ход, который устроил бы всех и сразу. Скорее всего, в блоке управления был записан тюнинг. Скорее всего, именно поэтому владелец авто не ощутил разницы, или, ещё хуже, почувствовал ухудшение динамики (если тот тюнинг был более агрессивным).
При таком раскладе дел не стоит пытаться переложить свою вину на калибровщика или владельца авто. Без иллюзий, это только ваша ошибка. Только вы работали с автомобилем. Только вы разговаривали с владельцем авто. И только вы принимали все решения - что записать и как записать. Если вы попали в подобную ловушку, то это говорит лишь о вашем неумении работать с клиентами и заказами.
Но расстраиваться не стоит. Все через это проходят. Нужно сделать правильные выводы, а также развить привычку проверять, что было записано в автомобиль, до каких-либо вмешательств с вашей стороны.
Разумеется, вы можете установить лишь тот факт - был на автомобиле сток или не сток. Вы не можете детально сравнить две тюнинговые прошивки и заранее сказать, какая из них поедет лучше. Более того, заранее сказать, какая из них поедет лучше, не всегда сможет даже калибровщик, так как для ответов на такие вопросы, в большинстве случаев, нужны тесты. Но вы можете предупредить владельца авто, что у него в автомобиле уже записано что-то незаводское, а это значит, что на новой прошивке машина может поехать лучше, хуже или также. Осознавая вышесказанное, от такого рискованного заказа можно заранее отказаться, либо договориться на его выполнение на определённых (выгодных вам) условиях.
Такое бывает на некоторых авто, где чтение по OBD2 недоступно. В любом случае, эта ситуация мало отличается от предыдущей, в плане возможных манёвров.
На автомобиле мог быть уже не сток. Клятвы хозяина авто, счётчики программирований, следы вскрытия ЭБУ и прочие признаки - это не железная гарантия того, что машина приехала к вам на стоке. Всё также там мог быть записан тюнинг, в том числе и более агрессивный.
Только вы работали с автомобилем и клиентом. Вы самостоятельно приняли решение рисковать и не считывать сток. Поэтому не стоит винить в случившемся калибровщика и выражать ему какие-то претензии. А, на будущее, предупреждайте своих клиентов, что на блоках управления, где чтение отсутствует, возможны три расклада - машина может поехать лучше, хуже или также.
На этой ветке развития событий подразумевается, что вы железно уверены в том, что на автомобиле был сток, и вы смогли это подтвердить.
Шаг 2-В.1. Самостоятельно, а не со слов владельца авто, убедитесь, что проблема есть.
Невероятно важный пункт, которым многие пренебрегают. Никогда не стоит полностью доверять словам владельца авто! Если вы лично, своими глазами, не видели проблему, то далеко не факт, что проблема вообще есть. Если клиент жалуется, что результат прошивки ему не понравился (или не чувствуется изменений), то причин может быть много: клиент не понимает, как сравнивать сток и тюнинг, клиент пытается вас обмануть, на машине есть неисправности, а также десятки прочих возможных вариантов.
Обязательно убедитесь, что проблема присутствует. Обязательно убедитесь, что проблема проявляется именно так, как её описывает владелец авто. Обязательно выполните с клиентом ездовые сравнения двух прошивок - записанного вами тюнинга и считанного с автомобиля стока. Обязательно убедитесь, что владелец авто правильно оценивает результат чип-тюнинга.
Без выполнения этого пункта нет никакого смысла двигаться дальше.
В подавляющем большинстве случае, всё заканчивается именно этой веткой алгоритма. Оказывается, что после ездовых сравнений двух прошивок, под чутким надзором мастера, на тюнинге машина всё-таки едет лучше.
Что можно сделать в данной ситуации? Скорее всего, вы уже ничего не сможете сделать. Учитывайте, что все люди разные, а результат чип-тюнинга субъективен. Да, многие клиенты ожидают от чип-тюнинга невозможного, многие не понимают, как сравнивать результат. Если кому-то из ваших клиентов не понравился результат чип-тюнинга, то лучше смириться и работать дальше. В идеале, вернуть клиенту заводскую прошивку и деньги. Конечно, можно попробовать купить прошивку в другом месте (у другого калибровщика), но обычно это не помогает. Некоторым людям чип-тюнинг просто не нужен.
Для вас это должно стать уроком, что с клиентами нужно уметь работать. Это сложно. И, да, это прямая компетенция мастера, а не кого-либо другого.
Крайне редкая ситуация. Если ответственно проделать все шаги предложенного нами алгоритма, то попасть на эту ветку практически невозможно. Мы не утверждаем, что калибровщики никогда не ошибаются. Но мы утверждаем, что если прошивка куплена у проверенного калибровщика, то маловероятно, что в ней есть проблема.
Хорошо, допустим, что на тюнинге машина действительно едет хуже, чем на стоке, либо разница не ощущается. Что делать дальше?
Шаг 3-Б.1. Сделайте диагностику.
Выполните хотя бы компьютерную диагностику, с целью обнаружения неисправностей. Проверьте хотя бы базовые параметры работы двигателя, вроде топливных коррекций, работы датчиковой аппаратуры и т.п. Это нужно обязательно сделать, перед обращением в техподдержку калибровщика. Не забывайте, что любая тюнинговая прошивка на увеличение мощности более критична к исправности автомобиля. Там где на стоке проблем никаких, на тюнинге они могут повылезать.
Шаг 3-Б.2. Соберите всю информацию по вашей проблеме.
Соберите всю информацию по вашей проблеме, которая может потребоваться. Подготовьте текст вашего сообщения, в котором максимально подробно опишите проблему (если машина поехала хуже, то в каких режимах, как это проявляется и т.д.). Если есть возможность, то снимите логи.
Шаг 3-Б.3. Только если вы выполнили все предыдущие пункты, обратитесь в техподдержку калибровщика.
Составьте заявку по вашей проблеме. К заявке приложите купленную прошивку и считанный с автомобиля сток, а в тексте заявки максимально подробно опишите проблему. Приложите всю доступную информацию, которая, как вы полагаете, может пригодиться для анализа ситуации. Повторимся, чем более подробным будет ваше описание, тем выше вероятность, что вам смогут помочь.
Если речь идёт про прошивку купленную у нас (в нашем каталоге), то заявку по форме можно (и нужно) составлять прямо через наш сайт.
Ну вроде бы всё. Текста получилось очень много, но на самом деле мы рассмотрели лишь самые частые из проблемных ситуаций. В реальной практике их намного больше. На каждую изощрённую ситуацию всегда найдётся ещё более изощрённая. В любом случае, мы надеемся, что данный материал будет полезен для многих мастеров. Надеемся, что он поможет избегать конфликтов с калибровщиками и техподдержками загрузчиков, и, самое главное, поможет быстро решать возникающие проблемы.
Ещё раз повторимся, что представленные советы составлены с учётом личного многолетнего опыта в сфере чип-тюнинга. Следовать этим советам или нет - персональный выбор каждого мастера. Разумеется, следовать гораздо сложнее, чем сразу же попытаться переложить свою проблему на калибровщика или разработчика загрузчика. Но если вы хотите проблему решить, а не потратить время впустую, переругавшись со всеми вокруг, то следуйте нашим советам. Хотя бы попробуйте.
Рекомендуем также: